При расширении автопарка появляется вопрос: что выбрать прицеп или полуприцеп? В статье расскажем, чем отличаются эти транспортные средства, об их преимуществах и недостатках и какое выгоднее взять.
Это несамоходное транспортное средство используется для перевозки грузов в составе автопоезда. Конструктивно оно представляет собой полноценное автомобильное шасси, которое оборудовано механизмом крепления к тягачу, подвеской, тормозной системой и световыми приборами. Вес грузовой платформы и груза передается на оси телеги. Модели прицепов различаются типом кузова, весом перевозимого товара, назначением. Их прицепляют к автомобилю или трактору. Тип буксирующего транспорта не имеет значения. Основное условие для стыковки — совпадение посадочных размеров и высоты сцепки, и чтобы тягач был рассчитан на соответствующую тяговую нагрузку.
Отсоединённый прицеп может стоять на парковке без дополнительных приспособлений, в том числе и в нагруженном состоянии.
Конструкция отличается простотой, надёжностью и лёгкостью соединения с головной машиной. Обслуживание такой техники не требует затрат.
Основной недостаток прицепов — плохая манёвренность, так как увеличивается длина автопоезда. Это требует от водителя навыков вождения, особенно при движении задним ходом.
У этого транспортного средства отсутствует не только двигатель, но и передние колёса. Шасси имеет только заднюю ось, а передняя часть полуприцепа для равновесия опирается на тягач, который снабжён седельно-сцепным устройством. На парковке для этой цели применяются опорные лапы. Нагрузка от веса конструкции и перевозимого груза распределяется равномерно на оси седельного тягача и полуприцепа.
Отсутствие передней оси уменьшает общую длину автопоезда, что приводит к его хорошей манёвренности и устойчивости на трассе при высоких скоростях. Водители меньше устают. Это повышает безопасность управления машиной. Частичное распределение нагрузки на седельный тягач увеличивает массу перевозимого груза и снижает давление на дорожное полотно. Улучшается аэродинамика автопоезда, что уменьшает расход топлива.
Все перечисленные факторы приводят к высокой рентабельности применения полуприцепов для перевозки тяжёлых и габаритных грузов на дальние расстояния.
Недостаток—более дорогое и сложное обслуживание.
Оба транспортных средства используются только с тягачами, обладают близкими размерами, их применение подпадает под одни требования и правила грузоперевозок. В чём состоит разница между ними?
Полуприцеп соединяется с тягачом с помощью седельно-сцепного устройства (ССУ). По типу конструкции ССУ бывают шкворневые, бесшкворневые и роликовые. Седельное устройство воспринимает часть веса загруженного полуприцепа и является осью излома при повороте автопоезда. Этот сложный механизм включает более ста деталей, рассчитан на динамические нагрузки и требует тщательного ухода. От состояния ССУ зависит устойчивость соединения.
Конструкция узла сцепки прицепа с тягачом более простая. Представляет собой стальную петлю. Она надевается на буксировочный крюк автотранспорта, которая снабжена фиксатором. На сцепку не действует вес от прицепа, износ её минимальный, поэтому она имеет долгий срок службы и не требует обслуживания.
Прицеп от полуприцепа в составе автопоезда отличается меньшей грузоподъёмностью. Поскольку общая масса распределяется между всеми осями, то чем их меньше, тем прицеп и полуприцеп сильнее давят на дорожное полотно. Поэтому у тягача, буксирующего полуприцеп и воспринимающего часть его нагрузки, за счёт преимущества в числе осей будет и более высокая разрешённая масса.
Тип сцепки влияет на поведение техники на дороге. Полуприцеп, прикрепляемый с помощью ССУ, является продолжением тягача, и управлять им легче. Прицеп, соединённый с буксирующей машиной фаркопом, представляет собой отдельный от неё элемент. Это усложняет маневрирование автопоезда и требует от водителя дополнительного опыта и внимания, особенно на скользких дорогах.
Данные транспортные средства классифицируют по различным критериям, таким как тип конструкции, габариты груза и перевозимый вес, который может быть до 20 тонн. Ниже даны основные модификации прицепов и полуприцепов, которые чаще всего используются для перевозок.
Прицепы:
Более 60% всех грузоперевозок в мире выполняется автопоездами с использованием полуприцепов-фур.
При выборе между прицепом и полуприцепом стоит учитывать частоту и дальность перевозок. Первые используют для небольших и маневренных задач, вторые—для дальних маршрутов с тяжёлыми грузами.