В статье расскажем, что такое энергоаккумулятор, изучим его конструкцию и работу, а также особенности установки и обслуживания.
Безотказная работа тормозной системы машины — ключевой фактор безопасности управления. Большегрузные автомобили и тягачи кроме рабочей пневматической системы оснащены также стояночными и запасными тормозами с пружинными энергоаккумуляторами. Эти устройства монтируются на заднем и среднем ведущих мостах машины, полуприцепах и прицепах.
Своё название энергоаккумулятор получил от способности накапливать и сохранять потенциальную энергию благодаря сжатию силовой пружины. При сбросе давления воздуха она резко освобождается, что позволяет автомобилю надёжно затормозить.
Энергоаккумулятор выполняет функцию стояночного тормоза, удерживая машину на месте при парковке. В случае повреждения трубопроводов пневматической системы или отказа компрессора, он автоматически активируется, обеспечивая аварийное торможение движущегося грузовика без источника воздуха.
Узел состоит из цилиндра, силовой пружины, поршня, толкателя и винта аварийного растормаживания. Пружина имеет рабочее усилие 1-2 тонны и давит на перемещающийся в цилиндре поршень, к которому прикреплён толкатель. В цилиндре имеется штуцер для подачи сжатого воздуха из пневматической системы в подпоршневое пространство.
Энергоаккумулятор применяется совместно с тормозной камерой мембранного типа и крепится на её задней стенке. В ней имеется отверстие для взаимодействия штока привода колёсного тормозного механизма с толкателем. Прорезиненная мембрана разделяет внутреннее пространство камеры на две полости: герметичную, куда подаётся сжатый воздух и открытую, в которой размещён шток привода колёсного механизма. Давление в ней атмосферное и она соединена дренажной трубкой с надпоршневой полостью устройства.
В подпоршневом пространстве узла находится воздух под давлением, который удерживает пружину в сжатом состоянии. Когда он выпускается из-под поршня в атмосферу, упругий элемент разжимается и через толкатель оказывает давление на шток привода колёсного тормозного механизма. Эта процедура позволяет затормозить машину.
В цилиндре, имеющем форму перевёрнутого стакана, установлен полый стальной поршень с герметизирующей манжетой. Внутри поршня размещена цилиндрическая пружина сжатия, нижнее положение которой соответствует заторможенному состоянию грузового автомобиля. Нижняя часть поршня усилена опорной шайбой, а также в неё запрессована стальная труба. На другом конце трубы на резьбе закреплён точёный толкатель с уплотнителем. Наружная поверхность трубы вставлена во фланец-крышку тормозной камеры и снабжена кольцевым уплотнением.
Через трубу пропущен стальной винт механического растормаживания с шестигранной головкой. Он вкручен в бобышку, приваренную к верхней части цилиндра. На хвостовике винта установлено стопорное кольцо, запирающее упорный подшипник.
Надпоршневая полость цилиндра снабжена патрубком, на котором хомутами закреплена дренажная трубка. Она соединена с отводом тормозной камеры, который выведен из полости под мембраной и сообщается с атмосферой.
Камера состоит из корпуса и фланца-крышки, в которой имеется отверстие для прохода толкателя энергоаккумулятора. Между ними зажата прорезиненная мембрана (диафрагма). К ней возвратной конической пружиной поджат металлический диск, соединённый со штоком привода колёсного механизма.
Во время движения автомобиля воздух под давлением подаётся под поршень, что приводит к сжатию силовой пружины. В этом состоянии толкатель отводится от штока, и работа энергоаккумулятора не оказывает влияния на функционирование рабочих тормозов.
Принцип активации ручника: воздух из-под поршня стравливается, пружина разжимается. В результате толкатель действует на шток камеры, который перемещает тормозные колодки, обеспечивая их прижатие к барабану. Таким образом, энергоаккумулятор удерживает машину на стоянке за счёт усилия сжатия силовой пружины. Чтобы снять грузовик со стояночного тормоза, воздух вновь подаётся в подпоршневую полость, что приводит к сжатию пружины и растормаживанию колёс. Принцип аварийного торможении аналогичен. Отличие в причине стравливания воздуха. Это может быть нарушение герметичности пневматической системы или поломка компрессора.
Бывают ситуации, когда тормозная камера не может активировать колодки. Причина может заключаться в неправильной регулировке штока или повреждении мембраны. В таких случаях функцию тормозного механизма берёт на себя энергоаккумулятор. Чтобы снизить скорость автомобиля, из-под поршня частично стравливается воздух. Это приводит к отдаче энергии пружины и активации штока, который включает тормозной механизм. Однако, следует отметить, что такой способ торможения не является стандартным для энергоаккумулятора. Использование транспортного средства на запасной тормозной системе допустимо исключительно для безопасного передвижения к месту ремонта.
Для соединения используется фланцевое крепление, которое фиксирует компоненты и обеспечивает их правильное расположение. При замене устройств фланец обеспечивает центровку и помогает выдерживать необходимый размер между элементами. Различают два способа: с двумя хомутами или один хомут и болтовое соединение. Преимущество первого — простота, второго — прочность крепления.
Устройство монтируется на тормозную камеру. Типовой перечень работ:
Все элементы трения обрабатываются специальной смазкой.
В среде водителей встречается мнение о возможной установке устройств, предназначенных для грузовиков МАЗ на «КАМАЗ». Сторонники этой идеи ссылаются на схожесть технических параметров энергоаккумуляторов этих машин. Однако оппоненты полагают, что такая замена нарушает конструкцию тормозной системы автомобиля, что согласно ПДД является серьёзным нарушением.
Использование нештатного устройства может быть оправдано только в экстремальной ситуации, например если устройство вышло из строя на трассе и другой альтернативы нет. В остальных случаях правильнее придерживаться рекомендаций производителя и устанавливать модели, соответствующие заводским техническим требованиям.
В рамках технического обслуживания систем производится визуальный осмотр на наличие повреждений и регулярная проверка работы энергоаккумуляторов. При выявлении изношенных деталей, таких как мембраны, прокладки, уплотнители их заменяют. Эти компоненты поставляются в составе ремонтных комплектов. При проведении работ узел снимают с автомобиля и разбирают с обязательным использованием оснастки, которая обеспечивает безопасное сжатие силовой пружины.
Подбирать устройства необходимо на основании требований производителя автомобиля. То есть рекомендуется использовать только оригинальные запасные части. Эта система отвечает за безопасность транспортного средства, поэтому модернизация, модификация не допускается – это очень важная и кропотливая работа связанная с инженерным расчетом и сертификацией автомобиля.