В статье мы расскажем, в чём заключается польза этого прибора для водителя и какие транспортные средства без него не могут быть выпущены на линию. Разберем особенности установки устройства на автомобиль, а также как его применять, чтобы избежать штрафов.
Водители грузовых автомобилей и автобусов хорошо знакомы с этими приборами. Они применяются давно и показали свою эффективность. Тахограф — это бортовой регистратор, подключаемый к электросети и другим системам автомобиля. Компактное устройство в виде корпуса с дисплеем, обычно располагаемое вблизи приборной панели, автоматически регистрирует в режиме реального времени и хранит данные о движении транспорта для последующего анализа и контроля.
Самописцы осуществляют фиксацию следующих параметров:
Эта защита от фальсификации обеспечивает достоверность зарегистрированной информации, делая её незаменимым доказательством при разрешении спорных ситуаций, включая судебные разбирательства.
Ужесточение требований к обязательному оснащению автомобилей тахографами обусловлено их эффективностью в повышении безопасности дорожного движения и снижении количества транспортных происшествий благодаря объективному контролю за режимом работы водителей.
Прибор выполняет комплекс задач, обеспечивая контроль за деятельностью водителя и движением грузового транспортного средства:
Тахографическое оборудование представлено двумя основными типами: аналоговым или цифровым. Аналоговые модели, преимущественно дисковые, механические или электронно-механические, только фиксируют данные о движении, не обеспечивая их шифрования. Из-за отсутствия шифрования, сложности хранения данных, эти устройства морально устарели, их установка не допускается нормативными актами.
Цифровые тахографы обрабатывают и хранят информацию в цифровом формате, что делает её более удобной для анализа.
В зависимости от маршрута следования транспортного средства используются разные виды бортовых самописцев:
СКЗИ представляет собой автономный блок, включающий внутреннюю память, ГЛОНАСС-приёмник, часы, акселерометр. Защита данных осуществляется даже при отсутствии питания от бортовой сети за счёт резервного источника. Функция СКЗИ — сбор, криптографическое шифрование, хранение информации, предотвращение несанкционированного изменения данных. Сигналы от датчика скорости обрабатываются микропроцессором СКЗИ, а затем хранится в закодированном виде, доступ к которой возможен только с использованием специального электронного ключа.
НКМ имеет ограниченный срок службы. После запуска в работу при первом включении тахографа, необходима замена блока СКЗИ каждые три года с последующей активацией нового модуля. Данную процедуру вправе выполнять только сертифицированные сервисные центры, имеющие лицензию на обслуживание криптографического оборудования.
Прибор расположен в салоне автомобиля с удобным доступом к управлению. Современные модели снабжены дисплеем для отображения ключевой информации.
Основные компоненты тахографа:
Система подключается к автомобильной электросети, работает от аккумуляторной батареи. Энергонезависимая память обеспечивает сохранность данных даже при отключении питания. Подключение датчика скорости к регистратору производится через стандартные автомобильные разъёмы.
Важной функцией тахографа является персонализированный доступ. Перед началом работы водитель устанавливает в прибор персональную карту-ключ и вводит PIN-код. На экране дисплея высвечивается его фамилия. При запуске двигателя автоматически активируется режим «вождение», а на экране появляется изображение руля. Режим «отдых» устанавливается автоматически после отключения мотора, в некоторых версиях это можно сделать вручную, нажав кнопку. Если требуется выполнение операций при отключенном двигателе, например, производится приёмка груза или разгрузка транспорта, то на экране активируют режим «работа». После завершения смены на машине карта-ключ вынимается из слота.
Тахограф требует регулярной калибровки — при установке или через два года эксплуатации. Она также необходима в случаях повреждения пломбы, необходимости замены датчика скорости или изменений в конструкции автомобиля.
Современные устройства снабжены встроенным термопринтером для ежедневной печати данных из памяти регистратора или выборочной распечатки по требованию контролирующих органов.
Согласно законодательству, тахографы должны быть обязательно установлены на:
Отсутствие регистратора или нарушение правил его эксплуатации влечёт наложение штрафных санкций.
Монтаж цифрового тахографа требует обращения в аккредитованный сервисный центр, имеющий лицензию ФБУ «Росавтотранс» на работу с данными приборами.
Перед установкой специалист выбирает оптимальное расположение самописца в кабине автомобиля, обеспечивая удобство доступа водителя к управлению устройством без отвлечения от вождения. Возможно, понадобится монтаж дополнительных компонентов.
После извлечения устройства из упаковки, производится соединение с электропитанием автомобиля, датчиком скорости, с последующей изоляцией подключений. Затем активируется сам прибор, криптографический модуль, следуя установленным процедурам. Важным этапом является калибровка для обеспечения гарантированной точности регистрируемых данных.
Заключительной стадией является пломбирование тахографа, что гарантирует сохранность информации от попыток несанкционированного изменения. После чего прибор надёжно закрепляется в гнезде.
Периодическая градуировка тахографа гарантирует точность записи данных о скорости, пробеге, времени вождения. Процедура настройки обеспечивает соответствие записываемой информации фактическим параметрам движения с минимальной погрешностью.
Калибровка необходима в следующих случаях:
Калибровка проводится в несколько этапов:
По завершении калибровки данные заносятся в память прибора, он пломбируется, а в документацию вносится отметка о проведённой метрологической процедуре с указанием даты.
Водительская карточка — это электронный ключ, предоставляющий доступ водителю к функциям и данным бортового регистратора. Эти карты имеют ограниченный срок действия, а после его истечения требуют перевыпуска.
Водительские тахокарты персонализированы, выпущены на конкретное лицо, управляющее автомобилем и тахографом. Основная роль карты — идентификация водителя во время эксплуатации транспортного средства и контроля. На ней имеется фотография владельца, а доступ выполняется с помощью пин-кода.
Кроме водительских существует ещё несколько видов карт доступа к тахографу:
Карты имеют ограниченный срок действия, а после его истечения требуют перевыпуска. Использование чужой или просроченной карты запрещено и влечёт санкции. Поэтому водителю необходимо заблаговременно позаботиться о своевременном перевыпуске своей карточки.
В 2024 году за управление грузовой машиной или автобусом без такого прибора на водителя в соответствии со статьёй 11.23 ч.1 накладывается наказание в виде штрафа от 3 до 5 тысяч рублей.
За выпуск на линию транспорта, не оборудованного тахографом, согласно части 2 упомянутой статьи должностные лица подвергаются штрафу в размере от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели выплатят от 15 до 25 тысяч рублей, а юридические лица от 20 до 50 тысяч рублей.