Двигатели новых автомобилей отрегулированы, поэтому хорошо работают, а состав выхлопных газов соответствует принятым нормативам. Со временем узлы машины изнашиваются, внутри мотора образуются различные отложения и возникают отклонения. Внешний индикатор появления неполадок в работе силовой установки — это изменение цвета отработанных газов. Если вместо прозрачных продуктов сгорания из выхлопной трубы идёт чёрный дым, то это тревожный знак для любого автовладельца, сигнализирующий о проблемах с двигателем.
Такой цвет чаще всего даёт несгоревшее горючее, но иногда причиной может быть моторное масло из-за износа или залегания маслосъёмных колец. Если у машины отсутствует масложор, что легко проверить регулярным контролем уровня смазки, то появление черного выхлопа связано с неправильным горением дизельного топлива по разным причинам. Расскажем о них более подробно.
Качество горючего
В большинстве случаев эта проблема напрямую связана с некачественным дизельным топливом. Горючее, не соответствующее стандартам, может содержать повышенное количество примесей, таких как вода, сера, механические частицы. Эти вещества приводят к образованию сажи, которая и выходит из выхлопной трубы в виде чёрного дыма. Некачественная солярка не только увеличивает выброс вредных веществ в атмосферу, но и может нанести серьёзный ущерб двигателю. Мотор теряет мощность, работает нестабильно, повышается расход горючего.
Важным показателем качества дизельного топлива является цетановое число, которое характеризует его способность самовоспламеняться под воздействием давления. Чем показатель выше, тем легче горючее воспламеняется, лучше сгорает и меньше образует сажи. Для стандартного дизельного топлива характерны величины цетанового числа в пределах 48-51. Для премиального горючего этот параметр бывает от 51 до 55. Низкое значение цетанового числа может привести к нестабильной работе движка, увеличению выбросов и повышенному износу деталей.
Если после заправки на АЗС из выхлопной трубы исправного прогретого дизельного двигателя при равномерном движении автомобиля идёт чёрный шлейф, которого ранее не было, то это может означать, что залито некачественное горючее. Необходима полная замена солярки в баке.
Чтобы избежать проблем с мотором, рекомендуется заправляться на заправках с хорошей репутацией, где продается топливо, соответствующее стандартам. Первое на что нужно обратить внимание — это на паспорт качества, которым сопровождается каждая партия горючего, продаваемого на АЗС. Он должен быть вывешен на видном месте. Из этого документа можно узнать: наименование поставщика, тип топлива, класс экологичности, физические и химические характеристики, цетановое число, содержание серы. Стоит убедиться в соответствии нормативных и фактических параметров.
Проблему можно решить и другим способом, например, купить топливную карту проверенных нефтяных компаний, которые имеют собственные заводы и сеть заправок по всей стране, например, «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Татнефть», «Башнефть», «Сургутнефтегаз».
Если возникли подозрения в качестве топлива, нужно обратиться к специалисту для диагностики двигателя. Он определит, какие детали повреждены, требуют замены или ремонта.
Чтобы получить компенсацию от АЗС придётся обратиться в суд, куда необходимо представить не только чек на заправку, заключение автомобильного сервиса, но и результаты экспертизы качества горючего, которая должна подтвердить несоответствие нормативам характеристик горючего, приведших к поломке мотора. Важный момент — арбитражную пробу солярки надо взять в этот же день и опечатать в присутствии свидетелей. Результаты экспертизы и расчёт ущерба направляются владельцу заправочной станции. Обычно вопрос решается в досудебном порядке.
Двигателю не хватает воздуха
В процессе эксплуатации автомобиля воздушный фильтр, отвечающий за подачу чистого воздуха в камеру сгорания, постепенно забивается пылью или грязью. Это препятствует поступлению кислорода в количестве, необходимом для полного сгорания топлива. Образуется сажа, которая выходит через выхлопную трубу в виде чёрного дыма.
Решение проблемы простое: нужно снять и продуть воздухом фильтрующий элемент, промыть горячей водой корпус и просушить его. Либо заменить воздушный фильтр, если он необслуживаемого исполнения. Каждый автовладелец решает сам, выполнить эту операцию самостоятельно или обратиться за помощью в автосервис.
Стиль вождения и прогрев
Движение транспортного средства происходит неравномерно. В зависимости от дорожной обстановки приходится то ускоряться на обгоне, то ехать медленно. Особенность дизеля заключается в появлении облачка чёрного дыма из выхлопной трубы при резком нажатии на педаль газа. Данный эффект связан с недостатком воздуха из-за инерции турбины, которая не успевает раскрутиться за короткий промежуток времени. В камере сгорания наблюдается избыток горючего, недостаток кислорода, солярка не сгорает полностью. Некоторая чернота в выхлопе в этой ситуации не страшна. Также при холодном двигателе все дизели дымят, пока не прогреются.
Проблемы с компрессией
Чтобы дизельное топливо воспламенялось и сгорало без остатка в цилиндрах должно создаваться определенное давление при перемещении поршня из нижней в верхнюю мёртвую точку. Величина создаваемого напора зависит от объёма движка и называется компрессией. Её нормируемые значения зависят от модели мотора и находятся в пределах 20-40 бар. Если оно снижается ниже заводских значений, то это приводит к неполному сгоранию горючего и появлению чёрного дыма.
Чтобы замерить компрессию надо выкрутить все форсунки. Стартером прокрутить пару раз мотор, чтобы удалить масло и горючее со стенок цилиндров. Устанавливают компрессометр на место форсунки и прокручивают стартером двигатель до установления показаний. После замера давлений во всех цилиндрах, сравнивают их значения с паспортным значением. Разброс компрессии должен быть минимальным. Для нового дизеля он ниже 0,5 бар. Для изношенной показатели компрессии могут сильно отличаться, но необходимо выяснить причину дымления. Их две: износ поршневых колец или клапанов. Чтобы выявить какая из них имеет место, впрыскивают масло шприцом через форсуночное отверстие. Смазка растекается по цилиндру и заполняет зазоры между изношенными кольцами и гильзой. Вкручивают компрессометр и замеряют давление. Если компрессия повысится, то причина дымления в износе поршневой, а если нет, то потребуется регулировка или ремонт клапанов.
Неполадки в топливной системе
Неправильная подача горючего может приводить к неполному сгоранию и появлению чёрного дыма. Чаще всего это связано с засорением или износом форсунок, ошибками выставления опережения впрыска или регулировки ТНВД, изношенностью регулятора оборотов топливного насоса, загрязнением канала единой рециркуляции газов (ЕГР).
Правильный впрыск солярки производится форсункой в строго отведённое время — когда поршень идёт к верхней мёртвой точке. Если это условие не соблюдается, например, имеет место поздняя подача на фазе расширения, то не происходит полного сгорания и появляется чёрный дым. Настройку элементов топливной аппаратуры производят на специальных стендах.
Причиной забивания форсунок отложениями является несвоевременная замена фильтра. В результате происходит неправильная дозировка солярки и некачественный её распыл — вместо мелкодисперсной смеси появляются капли, что чревато прогоранием поршня.
Система ЕГР подаёт во впускной коллектор часть продуктов сгорания, отбираемых из выхлопной трубы. Здесь происходит их смешивание со свежим воздухом. Отработавший газ содержит оксиды азота. При нормальной работе блок управления с помощью клапана регулирует его количество. В процессе эксплуатации система рециркуляции загрязняется, что приводит к нарушению её правильного функционирования, выбросу вредных веществ и дымлению.
Другие причины
Появление черного выхлопа может быть вызвано также поломкой турбокомпрессора, датчиков измерения расхода воздуха, загрязнением противосажевого фильтра.
Способы решения проблемы
Чтобы предотвратить появление чёрного дыма рекомендуется:
- проводить своевременно замену топливного, воздушного, масляного фильтров;
- заправлять автомобиль качественным горючим;
- проводить регулярные проверки и обслуживание систем дизельного двигателя в автосервисе;
- использовать добавки в горючее для очистки топливной аппаратуры и снижения образования сажи.
Появление дыма из выхлопной трубы черного цвета — это сигнал о необходимости обратиться в специализированную автомастерскую для диагностики мотора.