Двигатель «КамАЗ 740» — знаковый продукт Камского автомобильного завода, который сыграл важную роль в становлении компании как лидера отечественного автопрома. Его история уходит корнями в 1969 год, когда инженеры завода начали работу над созданием нового поколения силовых агрегатов для грузовых автомобилей. В результате появился надежный восьмицилиндровый двигатель.
Двигатель «КамАЗ 740» — знаковый продукт Камского автомобильного завода, который сыграл важную роль в становлении компании как лидера отечественного автопрома. Его история уходит корнями в 1969 год, когда инженеры завода начали работу над созданием нового поколения силовых агрегатов для грузовых автомобилей. В результате появился надежный восьмицилиндровый двигатель.
Модель стала базой для создания целого ряда модификаций, каждая из которых была адаптирована под различные экологические стандарты и эксплуатационные условия. В этой статье мы рассмотрим технические характеристики агрегата, его конструктивные особенности и уязвимости.
Конструктивные особенности
Двигатель «КамАЗ 740» — это V-образный восьмицилиндровый агрегат. В конструкции использованы поршни с увеличенной камерой сгорания, турбокомпрессоры, система охлаждения с жидкостным контуром. Крутящий момент передается от двигателя на рабочие узлы посредством прямозубых шестеренок. Они обеспечивают функционирование гидроусилителя, а также приводов системы газораспределения, насосов, компрессоров.
Ключевой компонент силового агрегата — блок цилиндров, каждый из которых оснащен впускными и выпускным клапанами. Это моноблок, на котором установлены основные детали двигателя. Коленвал смещен в нижнюю часть, ближе к картеру. Картер вмещает до 28 л масла.
Это основные конструктивные особенности. В остальном «КамАЗ 740» работает аналогично современным дизельным моторам.
Экологический класс моделей разных поколений
Евро-0
Первые двигатели соответствовали экологическому стандарту «Евро-0». Выпускались атмосферные и турбированные варианты. Например, «КамАЗ-740.10» является атмосферным мотором мощностью 210 л. с., а «КамАЗ-7403.10» — турбированным, мощностью 260 л. с. Эти модели отличаются простотой конструкции, относительно низкими требованиями к качеству топлива.
Евро-2
Конструктивные доработки позволили развить базовую модель: сделать ее более надежной и функциональной, поднять экологический стандарт до «Евро-2». В этой серии производитель предложил двигатели мощностью от 240 до 360 л. с. и объемом 10.85 и 11.76 л.
Евро-3
По мере развития технологий и совершенствования технической базы моторы становятся более технологичными. В классе «Евро-3» представлено шесть моделей. Минимальная мощность — 240 л. с., максимальная — 420 л. с.
Производитель использует топливные насосы высокого давления (ТНВД) Bosch, а также электронную систему управления, что значительно улучшает работу. ТНВД Bosch обеспечивает высокую точность подачи топлива в цилиндры. Топливо впрыскивается под большим давлением, что способствует более полному сгоранию, уменьшению выбросов вредных веществ. Высокое давление впрыска позволяет добиться оптимальной смеси воздуха с топливом — повышается КПД, снижается расход.
Электронная система управления дает возможность более точно регулировать впрыск топлива, зажигание, обороты. Это способствует оптимальному функционированию агрегата в разных режимах, улучшается его общая производительность. Система также позволяет проводить точную диагностику состояния двигателя — может выявлять неисправности, выдавать соответствующие коды ошибок, что упрощает процесс обслуживания и ремонта.
Евро-4
Модификации этого поклонения стали еще более совершенными: сократился удельный расход топлива, снизился вес, появилась система Common Rail, при которой обеспечивается впрыск топлива под очень высоким давлением. Это позволило добиться мелкодисперсного распыления топлива в цилиндрах, улучшить процесс сгорания, снизить расход.
Мощность агрегатов варьируется в диапазоне от 280 до 420 л. с. Объем двигателя — 11.76 л.
Евро-5
Двигатели «Евро-5» продолжают развивать идеи предыдущих поколений, улучшая экологические характеристики и топливную экономичность. Они соответствуют самым строгим стандартам выбросов, обладают высокой надежностью, долговечностью. Из нововведений — функция обработки отработавших газов, усовершенствованная выхлопная система, расширенный набор бортовой диагностики. Изменения затронули также головки блока — они стали индивидуальными.
Система смазки
Используется комбинированная система смазки с «мокрым» картером. Она обеспечивает эффективное смазывание всех движущихся частей. Комбинированная система предполагает, что в процессе используются как давление, так и разбрызгивание масла.
Система охлаждения
Жидкостная система охлаждения дизельного двигателя «КамАЗ 740» замкнутая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Она играет ключевую роль в поддержании оптимальной рабочей температуры агрегата, предотвращая его перегрев и обеспечивая долгий срок службы.
В закрытой системе охлаждающая жидкость циркулирует в замкнутом контуре, что предотвращает ее испарение и потери. Принудительная циркуляция обеспечивается водяным насосом, который прокачивает охлаждающую жидкость через двигатель и радиатор. Это способствует эффективному отводу тепла. Радиатор выполняет функцию теплообменника. Процесс охлаждения усиливается за счет использования вентилятора, который обдувает радиатор и улучшает теплообмен.
Термостат контролирует температуру охлаждающей жидкости и регулирует ее поток через радиатор. Когда двигатель холодный, термостат закрыт, и жидкость циркулирует по малому контуру, быстрее прогревая двигатель. При достижении рабочей температуры термостат открывается, позволяя жидкости проходить через радиатор и охлаждаться.
Слабые места двигателей «КамАЗ 740»
Несмотря на высокую надежность и постоянное техническое совершенствование, дизельный силовой агрегат имеет «чувствительные точки». Чаще всего владельцы техники с двигателями этого семейства сталкиваются с такими неисправностями:
- система впрыска топлива — чаще всего поломка происходит из-за загрязнения форсунок;
- радиатор, водяной насос — могут выходить из строя из-за отложений и коррозии;
- в моторах с электронными системами управления могут возникать неполадки с датчиками.
Некоторые пользователи отмечают нестабильную работу силовой установки на холостом ходу, скачки мощности.
Посторонние шумы, некорректная работа или вовсе выход из строя силового агрегата в большинстве случаев связаны с длительной эксплуатацией на пределе допустимой нагрузки и отсутствием регулярного технического обслуживания. Если правильно выбирать технику под конкретные задачи и своевременно проводить технические осмотры, риск непредвиденных поломок сводится к минимуму.