Что такое фура?
Так в Германии в XIX веке называли большие крытые телеги, запряжённые лошадьми. С распространением автомобилей функции телеги перешли к прицепам разнообразных конструкций. Сегодняшние потребности логистики, развитие технологий и дорожной инфраструктуры позволили создать множество видов фур, которые подходят для доставки разных грузов с высокой скоростью на дальние расстояния. Эти популярные транспортные средства чаще всего используются для междугородних и международных автоперевозок товаров в России и Евразии.
Фура — это мощный тягач с полуприцепом, прицепом или даже двумя, который называется сцепкой. Большая длина и высота кузова позволяют перевозить крупногабаритные грузы, а буксировщик определяет грузоподъёмность автомобильного поезда. С помощью сцепки или просто на платформе фура может везти тяжёлые объекты, вес которых может достигать сотни тонн!
Для соединения полуприцепа с тягачом используется седельно-сцепное устройство (ССУ). Соединение прицепа с буксирующим автомобилем осуществляется стальной петлёй, которая надевается на крюк транспортного средства. Общая масса полностью передаётся на его оси. В отличие от прицепа полуприцеп не имеет передних колёс и частично опирается через ССУ на тягач. Это позволяет увеличить грузоподъёмность, уменьшить общую длину автопоезда, снизить расход топлива за счёт снижения аэродинамического сопротивления, улучшить управляемость.
Классификация фур по размерам и конструкции прицепа
При выборе транспортного средства для доставки товара в первую очередь обращают внимание на его грузоподъёмность и габариты. Во вторую — на удобство разгрузки и погрузки, защиту от внешних воздействий и другие характеристики.
Классификация фур производится по типам кузовов прицепов. Кратко остановимся на основных разновидностях их конструкции.
Тентовые
Этот вид фур является самым распространённым в Европе и на территории Таможенного союза. Конструкция состоит из нескольких составляющих:
- грузовой платформы, которая крепится на раму;
- стального каркаса;
- водонепроницаемого тента, натягивающегося поверх кузова (изготавливается из прорезиненного брезента, либо ПВХ).
Тягачи с тентованными полуприцепами или прицепами часто называют еврофурами. В отличие от обычной фуры тент в них может откидываться сзади, сверху и сбоку. В полуприцепах, называемых шторными, боковая и верхняя стенки выполняются сдвижными, а задние ворота распашного типа. Это ускоряет и облегчает погрузочно-разгрузочные работы. В классической версии доступ к грузу обеспечивается только через задние двери.
Другое преимущество еврофур состоит в том, что они берут на борт 33 европаллеты (больше на 8 паллет, чем обычные). Поэтому эти модели получили наибольшее распространение в России. К минусам еврофур можно отнести жёсткие ограничения на габариты, накладываемые европейским законодательством.
Бортовой полуприцеп
Для перевозки сыпучих грузов и других строительных материалов грузовую платформу оснащают по периметру бортиками. Эти ограничители могут быть стационарными или откидными для удобства разгрузки. Бортовые фуры применяются для транспортировки грузов, которым не страшны климатические воздействия — ветер, дождь, снег, УФ излучение. Полуприцепы, используемые для доставки сыпучих грузов (песок, щебень), оборудуют гидравлическим механизмом опрокидывания платформы с боковой или задней разгрузкой.
Для защиты товаров от внешних факторов, бортовые полуприцепы оборудуют шторным тентом. Полученная шторно-бортовая конструкция совмещает достоинства обоих видов. Сдвижные стенки ускоряют процедуру погрузки-разгрузки, а прочные бортики препятствуют выпадению груза при движении автомобиля на склонах или поворотах.
Термоприцеп
Конструкция представляет собой полуприцеп с термоизолированным кузовом, обшитым алюминиевыми или оцинкованными листами. В состав транспортного средства входит холодильно-обогревательная установка, которая поддерживает заданную температуру внутри трейлера от +12 до -200С. Предусмотрен постоянный мониторинг температуры, а в ряде случаев и влажности воздуха. Современные термоприцепы оснащаются системой дистанционного контроля температуры во время перевозки. Предусмотрена задняя загрузка термоса. Рефрижераторами перевозят чувствительные к температуре продукты: цветы, мясо, молочные товары, овощи, рыбу, фрукты, а также фармацевтические препараты и косметику.
Открытая платформа
Данный тип полуприцепа не имеет ни бортов, ни тента, что упрощает погрузку и выгрузку. Он предназначен для транспортировки крупногабаритных и нестандартных грузов, которые не чувствительны к погодным воздействиям. Чаще всего это разного рода металлоконструкции, оборудование, строительные материалы, сельхозтехника.
Автопоезд
Такие транспортные средства различаются по типу сцепок. Могут состоять из тягача, полуприцепа и прицепа. Другой вариант — это грузовой автомобиль с бортовым или тентованным кузовом с одним или несколькими прицепами. Сцепка позволяет, не нарушая законодательство, повысить грузоподъёмность и отдачу от тягача.
Для автопоезда используются буксировщики с высокой мощностью двигателя — не менее 450 лошадиных сил. Рамы полуприцепов и прицепов, используемых в сцепке, имеют дополнительное усиление. Чтобы отличить длинномерный транспорт от обычного грузовика его оснащают специальными знаками. На крыше устанавливают три фонаря, которые включают при движении ночью или при остановке. Главное преимущество сцепки заключается в возможности перевозить грузы большого объёма на дальние расстояния. Дополнительный плюс автопоезда — малые нагрузки на оси при высокой грузоподъёмности. Прицепы можно поочередно цеплять к тягачу, отцеплять для разгрузки, что снижает время простоя грузового транспорта.
К недостаткам автомобильного поезда следует отнести небольшую скорость движения, которая ниже, чем у обычного грузовика на 20-25 %, плохую манёвренность на трассе, сложность перемещения задним ходом. Для управления таким транспортным средством требуются опытные водители с соответствующей категорией.
Джамбо
Фура JUMBO отличается уменьшенным диаметром колёс, что достигается благодаря тому, что пол полуприцепа имеет Г-образную ступеньку в районе кормы тягача. Такая компоновка позволяет увеличить объём кузова за счёт увеличения высоты с 2,45 м (на длине буксировщика) до 3 метров на остальной части.
Трал
Это специальная прицепная техника для транспортировки неделимых крупногабаритных грузов и спецтехники. Состоит из рамы, седельно-сцепного устройства, подвески, двух или восьми осей, трапов. Выпускаемые модели различаются по грузоподъёмности и высоте платформы относительно дороги. Они могут везти от 20 до 120 тонн груза длиной от 5 до 22 м, шириной 2,4-4,1 м, высотой 0,95-1,05 м. Далее рассмотрим, какие параметры имеют другие типы прицепной техники.
Габариты и грузоподъёмность
Самый популярный полуприцеп в России — это еврофура с ровным полом длиной 13,6 м, шириной 2,45 м. Её грузоподъёмность от 20 до 24 тонн. Предпочтение этой модели отдаётся по двум причинам. Во-первых, с Евросоюзом налажены устойчивые торговые перевозки автотранспортом. Во-вторых, еврофура вмещает ровно 33 стандартные европаллеты — деревянные или пластиковые поддоны для транспортировки грузов. Их размер в плане составляет 1200х800 мм. Высота 145 мм позволяет удобный захват паллеты вилами погрузчика.
Еврофуры с ровным полом отличаются объёмом кузова, что связано с различной его высотой. У модели объёмом 82 м3 этот размер равен ширине (2,45 м), для версии 86 м3 он составляет 2,6 м, а у варианта 90 м3 — 2,7 м. Бывают мега фуры объёмом 100 м3, грузоподъёмностью 20-25 тонн высотой 3 м.
Джамбо имеет ломаный пол, поэтому высота кузова этой модели разная: на длине 4,2 м она равна 2,45 м, а у той части полуприцепа, которую несут уменьшенные по диаметру колёса — 3 м. Общий объём в результате достигает 96 м3.
Наибольшую вместимость имеет сцепка тягача с прицепом. Она бывает в двух вариантах. Первая версия объёмом 110 м3 включает тягач с кузовом высотой 2,95 м, длиной 7,1 м, шириной 2,45 м плюс прицеп с уменьшенным диаметром колёс длиной 8 м и высотой 3 м. В автопоезд можно загрузить 36 европаллет. У второй модели, называемой сцепка MEGA, колёса одинакового размера, длина и высота кузовов буксировщика и прицепа соответственно равны 3 и 8 м. Объём автопоезда составляет 120 м3, грузоподъёмность 20-25 тонн, что позволяет разместить 39 европаллет.
Для чего используются?
Фуры относятся к универсальным транспортным средствам, которые могут применяться для перевозки любых грузов, разрешённых российским законодательством. Мощные тягачи способны буксировать изделия с самыми большими габаритами и весом на дальние расстояния. Именно поэтому фуры используются от перевозки домашних вещей, продуктов питания, медицинских препаратов до транспортировки спецтехники и элементов летательных аппаратов.
Преимущества
Использование фур приносит заказчикам множество преимуществ:
- Доступность и экономия. Доставка фурами дешевле, чем с помощью поезда, самолёта или морских судов. Стоимость можно снизить, воспользовавшись услугами сборных грузов, когда место в кузове арендуется несколькими клиентами, или догрузом, когда транспорт возвращается на базу пустым, что позволяет отправить свой товар по выгодной цене.
- Высокая скорость доставки и сохранность. Движение фур не подвержено влиянию неблагоприятной погоды, кроме сильного снега или гололёда. Груз защищён от внешних воздействий тентом, а отсутствие строгого расписания позволяет гибко планировать перевозки.
- Удобство погрузки и разгрузки. Конструктивные особенности полуприцепов, использование паллет, погрузчиков значительно упрощают эти процедуры.
- Манёвренность. Несмотря на большие размеры, автопоезда имеют хорошую управляемость, что снижает риск аварий.
Многие фуры также оснащены устройствами для отслеживания состояния груза и местоположения транспорта.