Что такое грузовой автомобиль и что относится к грузовому транспорту

Какие автомобили можно считать грузовыми?

На автомобильном транспорте перевозятся продукты питания, сырьё, топливо, оборудование, металлы и другие предметы. Грузы различаются агрегатным состоянием, весом, габаритами, условиями погрузки, хранения, разгрузки. Их перевозят в кузове или на платформе машины. Но далеко не все знают, какие автомобили считаются грузовыми.

По техническому регламенту ТР ТС 018/2011 к ним относятся транспортные средства и шасси, предназначенные для перевозки грузов. В зависимости от допустимой максимальной массы их разделили на три категории: N 1 —до 3,5 тонн, N 2 — от 3,5 до 12 тонн, N 3 — свыше 12 тонн. Данный параметр определён конструкцией и характеристиками автомобиля. Он включает технически обоснованный суммарный вес снаряжённой машины с пассажирами и грузом. Таким образом, к грузовым автомобилям относятся не только большегрузные самосвалы или фуры, но и автофургоны, пикапы и другая малотоннажная техника.

Особенности классификаций

Необходимо знать виды грузовиков, чтобы уметь правильно выбрать подходящий автотранспорт для безопасной перевозки и по оптимальной стоимости. Признаки, по которым можно разделить все модели машин:

Давайте будем разбираться подробно с каждым показателем.

Количество осей

Для грузовых автомобилей, передвигающихся по дорогам общего пользования, ключевым моментом является способ распределения полной массы на дорожное покрытие.

В зависимости от веса и назначения машины имеют две, три, четыре и более осей. Двухосная схема используется в газелях, фургонах, грузовых микроавтобусах. Имеет задний или передний привод. В трёхосном грузовике передняя пара колёс является управляемой, а две задние оси направляются вслед за ней и служат для увеличения грузоподъёмности. В отличие от него в четырёхосной схеме как правило поворачиваются обе передние оси, что улучшает маневренность и управляемость нагруженной машины.

Важным параметром грузового автомобиля является давление, которое оказывают его колёса на дорожное полотно. Оно проектируется под вполне определённые условия эксплуатации. Согласно правилам дорожного движения, установлены ограничения на максимальную нагрузку, с которой каждая ось может давить на поверхность дороги. Допустимый предел составляет 11,5 тонн, однако на некоторых участках и при определенных погодных условиях могут действовать ограничения в 10 или даже 6 тонн. Превышение норм приводит к быстрому износу дорожного полотна, которое проявляется в виде деформаций, колейности, ям, трещин. Перегруз грузового транспорта сокращает срока службы магистралей, что может повлечь за собой серьёзные штрафы, которые могут быть наложены на водителя, грузоперевозчика и, в некоторых случаях, на грузоотправителя. В различных регионах действуют специфические нормы, зависящие от типа дорог. Поэтому важно учитывать нагрузку на каждую ось.

Например, если грузовик имеет полную массу 22 тонны на трассе, где действует ограничение на нагрузку в 6 тонн на ось, то применение трёхосного транспортного средства будет недопустимо. Однако четырёхосная машина сможет решить эту проблему.

Обратите внимание, что это упрощённый пример, поскольку распределение веса по кузову бывает неодинаковым при неравномерном размещении груза. Это может привести к чрезмерному давлению на отдельные оси автомобиля. Такие ситуации часто возникают при перевозке негабаритного оборудования или товара в нестандартной упаковке. Для точного определения нагрузки на каждую ось проводятся специальные расчеты, моделирование погрузки с помощью программных средств или прямое измерение силы, воздействующей на ось с использованием модуля нагрузки.

Колёсная формула

Автомобили часто перевозят грузы в сложных погодных и дорожных условиях. Горные дороги, работа в карьере, гололёд, снег не дороге выдвигают жёсткие требования к проходимости транспортного средства. Если перевозка планируется в таких условиях, то нужно учитывать колёсную формулу машины. Она состоит из двух цифр. Первая показывает, сколько всего колёс у грузовика, а вторая — количество ведущих. Двухосный автомобиль с одной ведущей осью имеет колёсную формулу 4х2. Обычно это лёгкая техника для хороших дорог. Если колёсная формула обозначается 6х6, то это транспортное средство обладает отличной проходимостью за счёт трёх ведущих осей и её можно применять для доставки грузов из карьеров и по бездорожью.

Грузоподъёмность

Одной из ключевых технических характеристик грузовых автомобилей является максимально допустимая масса груза, известная как грузоподъёмность. Она делится на четыре категории: малая, средняя, большая и особо большая.

При подборе грузовика по грузоподъёмности, не следует выбирать автомобиль по принципу, что чем она больше, тем лучше. Если 16-тонная машина будет перевозить грузы массой 4-5 тонн, то это будет экономически невыгодно, так как расход топлива у многотоннажного транспорта будет выше, чем у пятитонного авто.

Полная масса

Если к грузоподъёмности транспорта добавить его вес, то суммой будет полная масса. По этому параметру грузовые автомобили классифицируют следующим образом:

  1. До 1,2 тонны. Грузоподъёмность этой техники меньше 800 кг. В группу входят универсалы, небольшие автофургоны.
  2. От 1,2 до 2 тонн. К таким транспортным средствам относятся пикапы, лёгкие грузовики для местных перевозок.
  3. От 2 до 8 тонн. Небольшие машины с хорошей вместимостью кузова для перевозки товаров на средние расстояния. Некоторые версии оснащены спальным местом.
  4. От 8 до 14 тонн. Машины этого класса используются в междугородних рейсах. Их оснащают кузовами разной конструкции, на шасси устанавливается спецтехника.
  5. От 14 до 20 тонн. Такую массу имеют двух-, трёх- и четырёхосные грузовики или спецтехника.
  6. От 20 до 40 тонн. Это автомобильные седельные поезда для транспортировки крупногабаритных и тяжёлых грузов на дальние расстояния.
  7. Более 40 тонн. В этом классе прицепные поезда для международных перевозок, карьерные самосвалы и специальные машины.

Тип кузова

Наибольший интерес представляет классификация именно этой части автомобиля. От её конструкции зависит назначение техники и в каких условиях можно применять грузовик. Выделяют три типа кузова: шасси, открытый, закрытый, специальный. Шасси — это автомобиль без кузова. На его базе изготавливается спецтехника.

Открытый кузов

Сюда относятся следующие виды:

В таких кузовах перевозят грузы, которые не чувствительны к воздействию погодных условий и внешним воздействиям. Главное их достоинство — лёгкость погрузки и разгрузки. Борта могут быть откидными, а на открытой грузовой платформе легко помещаются крупногабаритные, тяжёлые предметы.

Закрытый кузов

В эту группу входят:

В отличие от открытых моделей эти виды кузовов не позволяют перевозить негабаритные грузы. Но их преимущество заключается в надёжной защите товаров от атмосферных воздействий. Изотермические будки и рефрижераторы имеют теплоизолирующие стенки, что позволяет перевозить скоропортящиеся продукты. Рефрижераторы дополнительно оборудуют отопительно-охлаждающими установками, которые поддерживают длительное время заданную температуру и влажность внутри кузова.

Специальный

Эта группа очень многочисленная. В неё входят цистерны для перевозки жидких и газообразных веществ, строительная и специальная техника.

Состав

Различают одиночные грузовики и автопоезда. Первые представляют собой машину, в которой кабина и кузов конструктивно выполнены на одной раме. Автомобильный поезд состоит из мощного тягача и полуприцепа или одного или нескольких прицепов. Оба вида прицепных устройств относятся к несамоходному транспорту. Прицеп — это полноценное шасси, которое соединяется с тягачом петлёй, которая надевается на грузовой крюк буксировщика. Его полная масса полностью передаётся на оси. В отличие от него полуприцеп не имеет передних колёс, поэтому опирается на тягач через специальное седельное устройство, что позволяет частично перераспределить нагрузку на оси буксировщика.

Прицепные автопоезда состоят из автофургона и одного или двух прицепов (тандема) или из последовательно соединённого тягача, полуприцепа и прицепа. Их преимущества состоят в большой грузоподъёмности и вместительности. Недостаток — уменьшенная на 20-25 % скорость по сравнению с одиночной машиной и сложность управления.

Седельный автомобильный поезд состоит из тягача и полуприцепа. Это всем хорошо известные фуры. Благодаря такой компоновке они имеют по сравнению с прицепными моделями большую грузоподъёмность, лучшую управляемость, более высокую скорость движения, меньший расход топлива из-за снижения аэродинамического сопротивления.

Тип двигателя

Грузовые автомобили оснащают дизельными, бензиновыми или газовыми моторами.

Наиболее распространёнными типами двигателей являются дизели. Это связано с их высокими показателями производительности и экономичности. Расход топлива у дизеля на 5-10% меньше, чем у бензиновых моторов, что позволяет существенно сократить затраты на транспортировку грузов. Важным аспектом является также ресурс агрегата: у дизельных моторов он может достигать 1 миллиона километров пробега. Бензиновые двигатели, в свою очередь, работают тише и обладают большей манёвренностью, что делает их более подходящими для внутригородских перевозок.

Газобаллонные автомобили считаются наиболее экономичными. Они чаще всего устанавливаются на грузовики Газель. В 2020 году на рынке появилась отечественная версия седельного тягача КАМАЗ-5490 NEO 2, который работает исключительно на метане. Этот грузовик оснащён газовым двигателем Weichai WP12NG400 мощностью 389 л.с., который может функционировать на сжиженном или сжатом природном газе.

Тем не менее, в настоящее время большегрузные машины, работающие на газомоторном топливе, встречаются на дорогах довольно редко, что связано с недостаточно развитой инфраструктурой специализированных заправочных станций. Насколько известно Правительство РФ работает по устранению этой проблемы.

Какой транспорт чаще других используют при перевозке грузов?

Наиболее распространёнными типами машин для международных и междугородних перевозок являются фуры с шторными или тентованными полуприцепами, а также рефрижераторы.

В сфере городских доставок грузов явным лидером остаётся ГАЗель. Её преимущества заключаются в сравнительно низкой цене доставки из-за использования в качестве топлива газа, высокой манёвренности в условиях города и отсутствии специальных требований для вождения — достаточно иметь категорию «В».

Популярностью также пользуются цельнометаллические модели лёгкого коммерческого транспорта, фургоны и пикапы, которые не требуют наличия категории «С». Это особенно актуально в свете роста онлайн-покупок и увеличения объёмов доставки заказов в пункты выдачи интернет-магазинов и маркетплейсов.

Какой тип грузового автомобиля выбрать?

Чтобы сделать осознанный выбор техники и избежать ошибок, необходимо иметь полную информацию о характеристиках груза и требованиях к его перевозке. Важно учитывать температурный режим и особенности погрузки. Также следует знать вес и объём продукции, а также продолжительность и протяжённость маршрута, особенности дорог и погодные условия.

Если рейс проходит по равнине в сухую погоду, то риски минимальны. Однако при перевозке по горным дорогам зимой к проходимости тягача предъявляются более строгие требования. Также нужно учитывать степень срочности, особенно если есть возможность сэкономить, например, отправив груз в составе сборной партии.

Популярные марки грузовых автомобилей

В мире транспорта существует множество популярных моделей и выбор зависит от категории и потребностей.

Лёгкие грузовики:

  1. ГАЗель — очень востребованная машина благодаря универсальности и доступности.
  2. Hyundai — хорошая репутация и разнообразие моделей.
  3. Volkswagen — известен надёжностью и качеством.
  4. Peugeot, Citroen, FIAT — также имеют ряд хороших моделей для лёгких грузоперевозок.
  5. Mercedes-Benz — премиум-сегмент, отличается высоким качеством и комфортом.

Средняя грузоподъёмность (до 10 тонн):

  1. Hyundai — популярные модели, хорошо адаптированные под разные условия.
  2. Isuzu и Hino— известны своей надёжностью и долговечностью.
  3. Foton и JAC из Китая — предоставляют доступные решения с хорошим соотношением цены и качества.

Крупнотоннажные грузовики:

  1. Европейская семёрка: Volvo, Mercedes, MAN, Scania, DAF, Iveco, Renault — каждая из этих марок имеет свои сильные стороны в плане мощностей, технологии и комфорта.
  2. КамАЗ и МАЗ — производители, которые отлично зарекомендовали себя на российском рынке при поставке надёжной техники для тяжёлых условий эксплуатации.
  3. Sitrak, HOWO, FAW, Shacman, Dongfeng – новые лидеры продаж на российском рынке грузовой техники. Китайские производители стремительно догоняют большую европейскую семёрку не только по объему продаж, но и по качеству сборки и эксплуатационным характеристикам.

Выбор грузового автомобиля зависит от множества факторов, включая специфику бизнеса, бюджет и условия эксплуатации. Менеджеры и специалисты по продажам компании Русбизнесавто помогут подобрать грузовик исходя из требований заказчика, доступности сервиса и финансовых условий.