Грузовые автомобили КАМАЗ: где производят грузовики

КАМАЗ (Камский автомобильный завод) — ведущий производитель грузовых автомобилей в России, основанный в 1969 году. Компания располагается в городе Набережные Челны в Татарстане. Идея создания крупного автомобильного завода, способного удовлетворить растущий спрос на тяжёлую грузовую технику, возникла из-за потребности СССР в новых мощностях, чтобы поддержать темпы индустриализации. Площадка для строительства завода была выбрана на берегу Камы, что обеспечивало доступ к водным и железнодорожным путям.

История предприятия

В начале 1970-х годов было принято решение о строительстве не просто завода, а целого промышленного комплекса с мощной инфраструктурой. Завод строился при участии инженеров и конструкторов со всего Советского Союза и зарубежных специалистов, что позволило объединить лучшие инженерные решения. Первый грузовик КАМАЗ сошёл с конвейера в 1976 году1, став символом индустриальной мощи страны. Он был сделан на базе прототипа ЗИЛ-170 и получил индекс КАМАЗ-5320. Впоследствии грузовик занял почётное место в музее завода.

Сразу после начала серийного производства в 1976–1978 годах предприятие запустило ещё две базовые модели грузовых автомобилей: самосвал КАМАЗ-5511 грузоподъёмностью 10 тонн и седельный тягач КАМАЗ-5410, предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой до 26 тонн. Эти грузовики обеспечили заводу широкую популярность благодаря их надёжности и универсальности.

В следующие годы Камский автомобильный завод расширил модельный ряд. Были созданы модели с улучшенными характеристиками, такие как 10-тонный грузовик КАМАЗ-53212 с удлинённой колёсной базой, а также КАМАЗ-53211 и КАМАЗ-53213 с грузоподъёмностью 11 тонн. Для сельского хозяйства был разработан 7-тонный самосвал КАМАЗ-55102 с боковой разгрузкой, который зарекомендовал себя как незаменимая техника в аграрном секторе.

В 1981 году была запущена вторая очередь завода, на которой начали выпускать 6-тонную армейскую версию КАМАЗ-4310 с лебёдкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах. Наряду с ней производился 7-тонный КАМАЗ-43105, адаптированный для нужд сельского хозяйства.

В 1988 году предприятие достигло значимой отметки: с конвейера сошёл миллионный автомобиль. Этот успех подтвердил статус КАМАЗа как одного из крупнейших производителей грузовой техники в СССР и укрепил его позиции на рынке. В августе 1990 года производственное объединение КАМАЗ было преобразовано в акционерное общество, а в июне 2015 года — в публичное акционерное общество (ПАО) «КАМАЗ». 

С середины 2000-х годов компания активно сотрудничает с иностранными партнёрами для модернизации производства и улучшения качества продукции. Среди стратегических партнёров завода — такие компании, как британская Daimler Trucks, американская Cummins, итальянская CNH Global и другие. Такие деловые связи позволили КАМАЗу выпускать надёжные и прогрессивные трансмиссии, дизельные двигатели, тормозные системы, компоненты цилиндропоршневой группы

Продукция

Камский автомобильный завод выпускает разнообразный ассортимент грузовых автомобилей: самосвалы, бортовые автомобили, седельные тягачи и специализированную технику, такую как автокраны, снегоочистители, мусоровозы, полуприцепы. Первое поколение грузовиков на базе КАМАЗ-5320 было снято с производства в 2000 году. Сегодня завод выпускает модели второго, третьего, четвёртого и пятого поколений. Это более 40 различных моделей и около 1,5 тысяч комплектаций. Среди новейших машин выделяются седельные тягачи КАМАЗ-5490 и КАМАЗ-65206, а также бортовой тягач КАМАЗ-65207.

Завод производит грузовые автомобили с грузоподъёмностью до 90 тонн, включая модели с колёсными формулами 6х4, 6х6, 8х8. Эти машины оснащаются современными системами аварийного торможения и экранами шумоизоляции, соответствующими актуальным стандартам. Двигатели дизельного типа мощностью от 210 до 560 л.с. соответствуют экологическим стандартам Евро-3, Евро-4 и Евро-5.

Основные линейки:

Основной продукцией КАМАЗа являются грузовики, прицепная техника, автобусы, тракторы, силовые агрегаты, двигатели и специализированные инструменты. Основное направление — выпуск грузовой техники массой от 14 до 40 тонн. С запуском новых серий предприятие расширило производство за счёт городского транспорта и грузовиков повышенной грузоподъёмности, которые востребованы для работы в составе автопоездов.

Технические характеристики основных моделей:

С 2013 года на заводе выпускается усовершенствованная модель КАМАЗ-5490 с двигателем Daimler, коробкой передач ZF, обновлённым дизайном салона и экстерьера.

Производителю принадлежит множество технологический достижений2. Так, завод был признан первым в стране, освоившим производство электробусов, которые заряжаются от станции ультрабыстрой подзарядки — модель КАМАЗ-6282.

Положение в отрасли и показатели

КАМАЗ — крупнейший производитель тяжёлых грузовых автомобилей в России, стабильно удерживающий позиции лидера на отечественном рынке. Компания занимает 14-е место в мировом рейтинге производителей грузовой техники тяжёлого класса. Доля КАМАЗа на российском рынке составляет около 47%, что отражает высокий спрос на его продукцию и стабильное доверие со стороны клиентов3.

Экспортный потенциал компании также значителен: продукция Камского автомобильного завода поставляется в 43 страны мира. Официальные дилерские представительства открыты на Кубе, в Венесуэле, Индии, Монголии, Индонезии и других государствах.

Собственники

Собственниками ПАО «КАМАЗ» на 2024 год являются несколько ключевых акционеров, среди которых крупнейшую долю занимает госкорпорация «Ростех». Её доля составляет около 47,1%, что обеспечивает контроль над стратегическими решениями компании. Другим крупным акционером является ООО «Автоинвест», владеющее 23,54% акций.

Пост главного исполнительного директора Камского автомобильного завода занимает Сергей Анатольевич Когогин.