Фура — это народное название автомобильного поезда, состоящего из седельного тягача и полуприцепа. Данное транспортное средство относится к наиболее востребованным способам доставки тяжёлых и крупногабаритных грузов при международных перевозках. Это объясняется с одной стороны высоким уровнем развития дорожных сетей, а с другой — преимуществами такой сцепки.
В отличие от прицепа полуприцеп опирается на раму буксировщика с помощью седельно-сцепного устройства, что позволяет переложить часть массы на колёса авто и тем самым увеличить вес перевозимого груза. Тягачи комплектуются мощными двигателями с большим ресурсом. Буксируемые полуприцепы имеют большую длину, грузоподъёмность. Выпускается более десяти вариантов их конструкций в зависимости от назначения, что позволяет перевозить твёрдые, жидкие, сыпучие грузы, оборудование, продукты и другие товары. Фуры отличаются манёвренностью, что даёт им возможность легко передвигаться в больших городах.
Производители предлагают различные модели, отличающиеся компоновкой и техническими характеристиками, но все грузовые машины содержат общие компоненты.
Основные части автомобиля:
Рассмотрим особенности этих узлов применительно к фурам.
Силовой агрегат создаёт тяговое усилие, передаваемое на ведущие колёса грузового автомобиля. На тягачи устанавливаются дизельные двигатели с турбонаддувом. При сгорании топлива в цилиндрах повышается давление, которое приводит в движение поршни, связанные с коленчатым валом. Крутящий момент от него передаётся через трансмиссию на ведущие колёса. Дизели, которыми комплектуют тягачи, выдают мощность от 200 до 750 лошадиных сил. Чем она выше, тем больше грузоподъёмность грузовика.
Для тягача в большей мере чем мощность важно, чтобы мотор выдавал большой крутящий момент при небольших оборотах. Это даёт возможность гружёному автопоезду легко трогаться с места и без проблем двигаться по дорогам с крутым уклоном. Другой особенностью силового агрегата является топливная экономичность. Среднее потребление горючего составляет 30 л на 100 км пробега, что достигается применением топливных насосов высокого давления, предварительным охлаждением наддувочного воздуха и электронной системы управления впрыском.
Двигатель размещается в передней части авто. Различают две компоновочные схемы расположения моторного отсека — капотную и бескапотную. Первая нашла применение в США. Её плюсы — удобный доступ к двигателю, пассивная безопасность за счёт выдвинутого вперёд капота. К недостаткам американских авто следует отнести увеличенную длину тягача и снижение манёвренности в городских условиях из-за большого радиуса поворота. У бескапотных тягачей моторный отсек расположен под кабиной. Это уменьшает общую длину фуры, что позволяет буксировать более длинный полуприцеп и перевозить больше товаров. Другие плюсы — лучшая манёвренность и обзорность.
Эта часть грузового автомобиля состоит из трансмиссии, ходовой, механизмов управления.
Функционал трансмиссии — передача крутящего момента от мотора к ведущим осям, а также изменение направления вращения и числа оборотов. В состав трансмиссии входит несколько узлов. Сцепление обеспечивает плавное трогание с места и отсоединение двигателя при переключении передач. Коробка переключения передач изменяет тяговое усилие на колёсах, скорость и направление движения грузового авто. В тягачах устанавливаются КПП с делителем и мультипликатором, дающих от 10 до 16-ти скоростей вперёд и четыре — назад. В современных моделях всё чаще вместо механической КПП используется коробка передач с автоматическим переключением. Это облегчает труд водителя в дальних рейсах. К механизмам трансмиссии также относятся карданная и главная передачи, дифференциал и полуоси.
Ходовая часть автомобиля включает раму, подвеску, мосты, колёса и шины. Рама — это силовой элемент, к которому крепятся все основные узлы. Обычно она состоит из продольных стальных лонжеронов, имеющих профиль швеллера, и поперечин. Высота сечения этих элементов достигает 280 мм, что обеспечивает необходимую жёсткость конструкции. На раму крепится седельно-сцепное устройство — это плита с прорезью и захватами для фиксации полуприцепа.
Подвеска гасит вибрации при езде по неровной дороге. В большинстве моделей тягачей в качестве упругих элементов используются рессоры из пружинной стали и гидравлические амортизаторы для демпфирования. Их устанавливают между рамой и осями. В современных грузовиках встречаются пневматические подвески. В них роль упругих элементов выполняет сжатый воздух, заключённый в многослойные резиновые баллоны или сильфоны. Преимущество пневморессор — плавный ход, возможность регулирования клиренса и нагрузки на каждое колесо.
Чаще всего в тягачах применяется колёсная формула 4х2, 6х2, 6х4. Иногда используется 4 моста. Первая цифра в формуле — это общее количество колёс, вторая обозначает число ведущих.
Рулевое управление снабжено гидроусилителем и регулируемой колонкой. Тормозная система — пневматическая. Состоит из рабочей, запасной, стояночной систем, а также моторного тормоза. На заднем мосту устанавливаются пружинные энергоаккумуляторы.
Включает системы пуска мотора, освещения, световой и звуковой сигнализации, показывающих приборов.
Сюда входят система регулирования давления в шинах, коробка отбора мощности и тягово-сцепное устройство.
Несамоходное транспортное средство состоит из рамы, кузова, осей, подвески, тормозов. Рама — это силовая часть полуприцепа. Она воспринимает нагрузки от веса перевозимого груза. В передней части к ней крепится шкворень, который фиксируется в седле тягача при сцепке. Эта прочная закалённая деталь воспринимает динамические тяговые, вертикальные, тормозные усилия. Седельно-сцепное устройство позволяет полуприцепу поворачиваться относительно буксировщика, качаться назад и вперёд и наклоняться вправо-влево. Между шкворнем и колёсами имеются две опоры для стоянки полуприцепа после отстыковки его от грузового автомобиля. Раму изготавливают из качественной стали сваркой или собирают с помощью болтовых соединений. Некоторые производители стараются облегчить конструкцию за счёт круглых отверстий (серия Light) в лонжеронах. Это даёт снижение веса полуприцепа до 1 тонны, что позволяет загрузить больше товаров.
Основанием кузова является платформа, на которую укладывают груз при перевозке. Её поверхность может быть гладкой, ребристой или обрезиненной, чтобы товар не скользил. Крепится она к раме. Для фур наибольшее распространение получили тентовые, бортовые полуприцепы и рефрижераторы.
Конструкция тентовых моделей состоит из каркаса, установленного на платформе и натянутого на него водонепроницаемого тента из ПВХ или прорезиненного брезента. Для возможности погрузки или разгрузки кузов оборудуют задними распашными воротами, а тент может сдвигаться по бокам и сверху подобно шторам.
Бортовые модели используются для транспортировки сыпучих грузов. Их снабжают бортами, которые могут быть откидными, а также гидравлическим механизмом для разгрузки.
Рефрижераторы представляют собой теплоизолированный кузов, оснащённый отопительно-холодильной установкой для поддержания заданной температуры.
Полуприцеп снабжается дисковыми или барабанными тормозами. Подвеска бывает рессорного или пневматического типа.