Как отрегулировать седло на тягаче

Седельно-сцепное устройство (ССУ) соединяет тягач и полуприцеп. Это основное звено сцепки. Техническое состояние ССУ напрямую влияет на манёвренность, управляемость, плавность хода, устойчивость автопоезда. Существуют два вида седельно-сцепных устройств:

Основная масса моделей (более 95 %) имеют шкворневую конструкцию. Остановимся на ней подробнее.

Устройство ССУ шкворневого типа

Основные компоненты сцепки — опорная плита в виде круга с прорезью в центральной части, устанавливаемая на тягаче, и шкворень, который закрепляется на полуприцепе. Место расположения ССУ относительно задней оси буксировщика выбирается с учётом оптимального распределения нагрузок по осям автопоезда.

Сцепная пара образуется, когда шкворень входит в прорезь плиты и фиксируется там захватами, шарнирно установленными на пальцах. Используется два независимых замковых соединения, одно из которых имеет ручное управление. Это предотвращает возможность случайной расцепки автопоезда.

Сцепной шкворень устанавливается между опорными лапами полуприцепа и его передней стенкой. Чаще всего используется два способа его крепления.

Полная масса автопоездов, оборудованных современными седельными устройствами такого типа, может достигать 100 тонн, а конструкция выдерживает до 1,5 млн. км пробега.

Элементы ССУ

Основные части узла:

  1. Разъёмно-сцепной механизм — передаёт часть собственной массы полуприцепа и груза на раму тягача. Также он даёт возможность полуприцепу поворачиваться относительно оси шкворня в горизонтальной плоскости. По способу сцепки различают полуавтоматические и автоматические модели. По количеству захватов — двух- и однозахватные. Последние версии считаются более надёжными.
  2. Опорная плита. Имеет высокую жёсткость при небольшом весе (100-300 кг). Чаще всего имеет литую конструкцию из чугуна с шаровидным графитом, либо штампованную из высокопрочной стали. Ширина прорези не превышает 460 мм. Современные конструкции седла предусматривают возможность сцепления со шкворнями диаметром 2 или 3,5 дюйма.
  3. Элементы крепления. Для установки седла используются монтажные плиты сложной конфигурации или уголковые кронштейны. Между опорной плитой, кронштейнами и рамой полуприцепа устанавливают упругие элементы из резины или пластика для гашения динамических нагрузок.

Чтобы обеспечить гибкость сцепки, конструкция ССУ имеет три степени свободы. Наряду с поворотом полуприцепа вокруг оси шкворня, он может качаться в продольной плоскости назад и вперёд в диапазоне более ±11 0 и наклоняться вправо-влево на ±3 0 за счёт деформации упругих деталей между седлом и рамой.

В некоторых моделях для увеличения угла поперечного наклона свыше ±3 0 в конструкции применяется ещё одна ось наподобие карданного шарнира. Такие ССУ применяют на бездорожье или на полуприцепах с жёсткой на кручение рамой. Они позволяют снизить нагрузку на тягач, но при этом снижается поперечная устойчивость автомобильного поезда.

Необходимость регулировки и обслуживания

При движении тягача с полуприцепом элементы ССУ подвергаются воздействию динамических вертикальных сил, а также тяговых, тормозных нагрузок, изгибающих моментов. Это приводит к износу деталей, величина которого зависит от конструкции полуприцепа и условий эксплуатации. В среднем обслуживаться седло должно каждые 5 тыс. км пробега, однако точные рекомендации каждый производитель даёт сам. Если от места сцепки исходит посторонний стук и звук во время движения, это указывает на необходимость регулировки.

Для этого снимают седло, проверяют втулки, резинки, а при их износе заменяют новыми. Частой причиной может быть потеря упругих свойств противоударной подушки седельного устройства из-за старения резины. При длительной эксплуатации могут выйти из строя сайлент-блоки и замки седла. Устранить люфт можно разными методами. В ССУ производства Jost износ устраняется поджиманием клиньев к шкворню с помощью регулировочного винта, а также заменой полукольца. Некоторые сёдла для увеличения срока службы опорной поверхности оснащаются антифрикционными полимерными прокладками, которые заменяют при износе новыми.

Это лишь типовые неисправности. Регулирование ССУ необходимо выполнять по заводской инструкции с учётом особенностей конструкции, которая может не совпадать у разных производителей.

Советы по эксплуатации

Для увеличения срока службы сцепного устройства седельного автопоезда важно придерживаться ряда рекомендаций. При соединении тягача с полуприцепом необходимо удостовериться в надёжной фиксации шкворня. Регулярная замена смазки седла и шарниров играет ключевую роль, так же как и использование высококачественных масел. Каждые пять суток следует отсоединять полуприцеп для очистки опорной поверхности и смазывания опорной плиты с крепёжными элементами. Также важно проводить еженедельные проверки компонентов системы на предмет коррозии и механических дефектов. Ежегодно нужно удалять старую смазку с поверхности седла.

Необходимо контролировать максимальную нагрузку, чтобы избежать проблем. Перед приобретением седельного устройства стоит внимательно изучить технические характеристики тягача, чтобы выбрать подходящую модель. Постоянные перегрузки могут привести к образованию трещин на сцепном устройстве — в этом случае потребуется полная замена узла, что существенно увеличит издержки. Кроме того, значительное превышение допустимых нагрузок может вызвать отсоединение прицепа на ходу, что может стать причиной серьёзной аварии.

Советы по выбору и замене

Замена сцепного устройства (ССУ) может быть необходима при изменении типа полуприцепа или условий эксплуатации. При выборе нового седла следует удостовериться, что оно отвечает техническим характеристикам автопоезда. Устройство должно соответствовать директиве 94/20/EC для обеспечения надёжности и безопасности соединения. Обратите внимание на полную массу автопоезда: если она превышает 25 тонн, допустимо использование только седельных шкворневых моделей соответствующих типоразмеров с учётом нагрузки и ограничений по высоте седла.

Также важно учитывать количество захватов и уровень автоматизации ССУ, соответствующие планируемым условиям работы. На рынке доступны модели с полностью автоматизированной процедурой сцепления из кабины, включая сенсорные системы безопасности, а также устройства для регулировки высоты седла и его расположения по длине тягача с применением пневмо- и гидроприводов. Современные ССУ оснащены системами автоматической подачи смазки в замковый механизм.

Если условия эксплуатации часто включают работу в сложных условиях бездорожья, то рекомендуется выбирать сёдла с тремя степенями свободы, что устранит воздействие на тягач крутящего момента при жёсткой раме полуприцепа. Такие устройства особенно подходят для работы с полуприцепами-самосвалами или цистернами.

При установке или настройке ССУ важно строго следовать рекомендациям производителя и использовать только специализированное оборудование и материалы.