Использование кранов-манипуляторов, установленных на шасси грузовых автомобилей, востребованы, поэтому владельцы грузового автотранспорта нередко задумываются о его переоборудовании.
Использование кранов-манипуляторов, установленных на шасси грузовых автомобилей, востребованы, поэтому владельцы грузового автотранспорта нередко задумываются о его переоборудовании. Ассортимент КМУ на рынке очень велик, и выбрать установку подходящей грузоподъемности не составит труда. В этой статье речь пойдет о монтаже КМУ на грузовик и документальном оформлении конструктивных изменений.
Подготовительный этап
Устанавливать КМУ на грузовой автомобиль могут только сертифицированные компании, имеющие право на выполнение таких работ. Автовладельцам, решившим смонтировать установку на КамАЗ или другую машину самостоятельно, придется получить в разрешительном органе сертификаты на рабочее место, используемые технологии и оборудование.
Для того чтобы оформить разрешение на монтаж КМУ, следует:
- заполнить и зарегистрировать заявление на переоборудование грузовика в ГИБДД;
- получить заключение предварительной техэкспертизы о возможности установки дополнительного оборудования.
Любые модификации конструкции ТС могут быть выполнены только собственником автотранспорта. Для монтажа крановой установкина руках должен быть оригинал грузовой таможенной декларации и оформленный на автовладельца договор купли-продажи.
Порядок монтажа крано-манипуляторной установки
Монтаж КМУ на грузовое шасси проходит в несколько этапов. Важен внимательный подход к каждому из них, поскольку любая небрежность может иметь серьезные последствия. До того момента, пока не будет смонтирована и готова к работе собственная установка, понадобится вспомогательное средство. Это может быть кран-манипулятор или другой подъемный механизм (кран, тельфер и пр.).
Демонтаж кузова
На этом этапе сложностей обычно не возникает. Стремянки крепления кузова чаще всего приходится срезать, поскольку из-за коррозии они прикипают к посадочному месту. Поэтому лучше сразу подготовить новые элементы. Кроме того, понадобятся технологические подставки, представляющие собой 4 стойки высотой приблизительно 80 см – на них в дальнейшем устанавливают кузов, чтобы его крылья не помялись.
Монтаж насоса и коробки отбора мощности (КОМ)
Тип насоса и страна-производитель, а также марка КМУ при подборе помпы не имеют значения. Главное, чтобы насосное оборудование соответствовало требованиям гидравлической системы крановой установки по рабочему давлению и производительности и могло быть установлено на КОМ конкретной модели автомобиля. Важно также учесть, что направления вращения насоса и выходного вала коробки отбора должны совпадать.
Порядок установки насосного устройства и КОМ:
- слить масло из коробки передач. После окончания монтажа смазка заливается обратно;
- снять с трансмиссии заглушку под КОМ;
- установить коробку отбора мощности. Между ней и КПП, а также между КОМ и помпой следует поставить уплотнения;
- установить насос. Лучше заранее присоединить к помпе штуцер под всасывающий рукав и напорный штуцер.
В зависимости от способа включения КОМ, порядок ее монтажа несколько различается. Если включение пневмоэлектрическое, то электромагнитный клапан (КЭМ) соединяется с пневматической системой автомобиля, а затем подключается к установленной в кабине транспортного средства кнопке управления. Если включение КОМ механическое, то тросик управления коробкой заводят в кабину через просверленное в полу отверстие.
Подготовка рамы
При монтаже установки с откидными лапами (обычно это КМУ из Европы), которые в транспортном положении ставятся вертикально и задвигаются, специальная подготовка рамы ТС не требуется. В других случаях требуется перенос топливных баков, аккумулятора (при необходимости), воздушных ресиверов и инструментальных ящиков.
Примерка установки
КМУ устанавливается на грузовик без фиксации крепежными элементами. При нахождении установки в таком положении следует:
- отметить места на раме транспортного средства, требующие усиления;
- определить технологические расстояния, которые должны оставаться между установкой и кузовом, основанием манипулятора и кабиной;
- вычислить высоту подрамника, чтобы КМУ могла беспрепятственно вращаться вокруг своей оси.
Чтобы после завершения монтажа габариты техники соответствовали требованиям ПДД, верхняя точка конструкции не должна превышать высоту, определенную правилами.
Изготовление подрамника
Подрамник выполняется в одном из двух вариантов: общий, подходящий под основание КМУ и кузовной части, или непосредственно под манипулятор. Можно усилить раму с помощью гнутого профиля. Независимо от вида, задачи у подрамника остаются неизменными: он должен равномерно распределить нагрузку на раму и исключить деформацию последней при выполнении грузоподъемных работ.
Идеальных вариантов конструкции подрамника, гарантирующих сохранность рамы ТС, нет – у каждого имеются плюсы и минусы. Важно соблюдать скоростной режим и правила эксплуатации установки, не перегружать автомобиль, по возможности выбирать для движения дороги хорошего качества, своевременно протягивать крепежные шпильки стрелы, регулярно проверять состояние рамы.
Усиление и удлинение рамы
Под шпильками крепления установки, в точках фиксации ее основания, раму желательно усилить, чтобы не допустить ее поломки во время работы.
Если кузов смещается назад, длину рамы необходимо увеличить под его свес. При монтаже подрамника на всю длину кузовной части, габариты рамы можно не изменять.
Укорачивание кузова и перенос задних крыльев
Иногда длину кузовной части приходится уменьшить примерно на 0,5 м из-за слишком большого заднего свеса или по другой причине. Для этого борта снимают, обрезают до необходимой длины, переносят фиксаторы и замки. Также укорачивается днище кузова.
Если крылья крепятся на кузовную часть, то при смещении последней, щитки необходимо перенести на нужное расстояние.
Установка основания, крепление стрелы
Основание КМУ соединяется с рамой автомобиля через подрамник. Для фиксации лучше использовать усиленные шпильки с мелкой резьбой и максимальным сечением. Желательно, чтобы крепежные элементы были изготовлены из углеродистой стали. С каждой стороны шпильки устанавливают по две гайки, как вариант – одну, но удлиненную. Повторная протяжка шпилек выполняется примерно через 10–14 часов.
Насос и манипуляторная установка соединяются трубопроводом. Напорно-всасывающий рукав для подачи масла с гидробакаустановки в полость помпы должен быть устойчивым к воздействию масла и бензина. Напорный шланг высокого давления лучше использовать оригинальный, который подойдет под имеющийся на гидрораспределителе установки штуцер.
Монтаж КМУ и кузова
Кран-манипулятор устанавливается с использованием вспомогательного грузоподъемного механизма. На этом этапе нужна помощь второго человека. Гидроцилиндр установки при ее навешивании должен быть выдвинут. Золотник перемещать не нужно, иначе смазочная жидкость будет вытекать.
Для установки кузова дополнительное грузоподъемное устройство не требуется – это можно сделать посредством смонтированной установки.
Перед сдачей КМУ в эксплуатацию выполняется техническое обслуживание. В механизм заливается масло нужной вязкости. Проверяется давление в гидравлической системе и функционирование узлов. Проводятся пробные работы.
Оформление документов
После завершения работ необходимо пройти техосмотр ТС. Имея на руках диагностическую карту и протокол технической экспертизы, нужно представить грузовой транспорт для осмотра в ГИБДД. На основании заявления и имеющихся документов, МРЭО вносит изменения в технический паспорт автомобиля и СТС.