Седельный тягач способен перевозить полуприцепы разных конструкций. Как выбрать оптимальный и на что обратить внимание?
Седельно-сцепное устройство (ССУ) — это механизм, на котором фиксируется полуприцеп. Он располагается на тележке тягача. Есть несколько видов конструкции и несколько вариантов высоты ССУ:
Также при выборе полуприцепа по ССУ необходимо обращать внимание на радиус ометания. Эта величина определяет расстояние от центра оси ССУ до крайней точки в передней части полуприцепа. Радиус ометания должен быть таким, чтобы полуприцеп не задел тягач в поворотах.
В зависимости от того, какие грузы планирует возить перевозчик, следует выбрать и тип конструкции полуприцепа.
Такой прицеп имеет наиболее простую конструкцию. По бокам платформы установлены панели (борта). Высокая стенка и крыша отсутствуют. Этот типа прицепа предназначен для грузов, у которых нет никаких специальных требований по защите во время перевозки. Например, для стройматериалов.
В этом виде полуприцепов присутствует жёсткий каркас, который снаружи покрыт плёнкой ПВХ или её аналогом. Тентованный полуприцеп защищает груз от грязи и дождя. Одним из преимуществ является возможность расшторивать стенки и осуществлять погрузку с разных сторон. Минус — отсутствие жёстких стенок, на которых было бы удобно проводить укладку груза, и отсутствие механизмов охлаждения (требуется для ряда грузов).
Рефрижератор — это «холодильник на колёсах», изотермические стенки, потолок, пол и двери проклеены специальным материалом, который держит заданную температуру многие часы. Холодильная установка создаёт особый микроклимат для груза, вплоть до отрицательной температуры, и предназначен для перевозки замороженных и просто скоропортящихся продуктов.
Особенности самосвального прицепа продиктованы его применением. Он предназначен для перевозки строительных смесей, нерудных материалов, зерна. Для этого у самосвального полуприцепа высокие борта и особые механизмы выгрузки: помимо стандартной задней загрузки здесь часто применяется трёхсторонняя, а также наклонная, когда кузов опрокидывается с помощью телескопического подъёмника.
Автовоз предназначен для перевозки автомобилей. Кузов имеет конструкцию сложной формы, чаще всего двухуровневую. Машины располагаются по специальной схеме и закрепляются с помощью противооткатных устройств. Трал отличается низким расположением рамы и большой грузоподъёмностью. И один, и другой тип полуприцепа имеют специальные конструкции/аппарели для заезда техники на платформу.
В цистернах перевозятся как жидкие так и сыпучие материалы. Преимущество прицепной цистерны по сравнению с автоцистерной, закрепляемой на шасси тягача, в количестве материала, который можно перевезти за один рейс. Обычно в полуприцепах возят вещества на дальние расстояния по маршрутам без бездорожья, — например, возят топливо с нефтебаз на АЗС.
Кроме перечисленных, существуют и менее стандартные полуприцепы специального назначения. К примеру, для перевозки животных и леса.
При выборе полуприцепа стоит обратить внимание и на такие элементы полуприцепа:
Подвеска полуприцепа бывает рессорной или пневматической. Первая хорошо подходит для перевозки тяжёлых грузов, например, спецтехники. Вторая подойдёт для магистральных перевозок и для более хрупких грузов.
Задний портал полуприцепа может быть выполнен в нескольких вариантах конструкций. Прежде всего, это может быть мягкий клапан. Более надёжные — варианты из твёрдых материалов, таких как сталь и алюминий. Стальные — дешевле алюминиевых, но примерно на 80 кг тяжелее.