Как выбрать тягач лучше для фуры

Фура представляет собой автопоезд, состоящий из мощного тягача и полуприцепа. Эти элементы соединены седельно-сцепным устройством. Полуприцеп передней частью опирается на тягач, частично перенося на него часть веса. Седло позволяет буксировать прицепы различных типов, что даёт возможность перевозить любые товары, не запрещённые для транспортировки российским законодательством. Наиболее распространены бортовые, рефрижераторные, шторные типы полуприцепов.

Главным элементом автопоезда является тягач, от характеристик которого зависит грузоподъёмность фуры и способность перевозить тяжёлые крупногабаритные грузы на дальние расстояния с высокой скоростью. В нём водитель проводит длительное время при транспортировке товаров. Поэтому так важно правильно подобрать надёжный автомобиль для удобной работы.

Главные критерии при выборе

Эксперты рекомендуют обратить внимание на следующие параметры грузовика. Приведём их по степени значимости.

Колёсная формула

Показатель состоит из двух цифр. Первая говорит о том, сколько всего колёс у автомобиля, а вторая — сколько ведущих. При выборе надо учитывать условия эксплуатации и вид перевозимых грузов. Если предполагается транспортировка товаров в рефрижераторе или шорном полуприцепе по трассе, то подойдёт формула 4х2. Для перевозки грузов по бездорожью, горным дорогам или карьерам выбирают грузовик с приводом 6х4.

Мощность двигателя

Тягачи комплектуются дизельными агрегатами с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Мощность мотора определяет грузоподъёмность и скорость движения машины, буксирующей полуприцеп. Чтобы комфортно передвигаться по российским дорогам силовая установка должна выдавать не менее 400 лошадиных сил. Наиболее популярными для перевозок грузов внутри России являются седельные тягачи Минского автозавода. Они оснащены моторами 420 л.с., что позволяет двигаться по ровным дорогам со скоростью 90 км/ч в составе автомобильных поездов массой 44 тонны. При буксировке в условиях гористой местности, для международных перевозок тяжёлых грузов лучше купить машину с повышенной мощностью двигателя. Например, седельный тягач Volvo FH оборудован мотором, выдающим 750 л. с., а полная масса автопоезда достигает 120 тонн.

Трансмиссия

Современные тяжёлые грузовики оснащаются автоматической или роботизированной коробкой. Количество передач достигает 16-ти скоростей. Несмотря на то, что буксировка загруженного полуприцепа создаёт дополнительную нагрузку на трансмиссию, КПП механического типа постепенно становится историей.

Подвеска

Тягач может быть оснащён рессорной, пневматической или комбинированной подвеской. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Так, пневматика позволяет регулировать постоянный дорожный просвет между рамой и дорогой. Однако конструктивно такая система сложнее рессорной версии. Она также требует затрат топлива машины на сжатие воздуха. Самой распространённой остаётся рессора, изобретённая в начале прошлого века. Её отличает простота устройства и надёжность в работе.

Кабина

Внутреннее пространство современного салона должно иметь объём, достаточный для перемещения в полный рост, комфортного вождения и отдыха водителя. Оптимально, если высота внутри кабины будет около двух метров, имеются два спальных места (шириной 700 мм и более), отсеки для вещей, холодильник. Рабочее место водителя должно быть шумоизолировано, оснащено отопительной установкой, чтобы обогревать кабину зимой. Это актуально для условий России, где перепад температур в холодный период года может достигать десятки градусов. Для создания комфортного микроклимата в жаркую погоду должен быть предусмотрен кондиционер. Сиденье водителя обычно имеет пневмоподвеску и подогрев.

Расход топлива

Горючее является основной статьёй затрат в сфере коммерческих автоперевозок. Она влияет на стоимость услуг транспортных предприятий и рентабельность бизнеса. Современные тягачи оснащены системами с прямым многоточечным впрыском топлива в цилиндры с предварительным охлаждением воздуха, нагнетаемого турбиной. Средний расход составляет около 30 л на 100 км пробега машины (при мощности двигателя 460 л.с.) или 44 л для мотора, выдающего 730 л.с.

На практике это потребление горючего отличается от величины, декларируемой производителями. Фактический расход топлива зависит от скорости движения фуры, погодных условий, распределения груза по осям автопоезда, состояния дорожного полотна, качества моторного масла, стиля вождения и других факторов. Поэтому прежде, чем купить машину, стоит провести тест-драйв и оценить, сколько потребляет двигатель при разных режимах работы.

Также надо учитывать, что грузовики, которые используют на среднемагистральных маршрутах, могут быть оборудованы топливными баками объёмом 500 л. Седельные тягачи, используемые для дальних рейсов, оснащаются двумя баками общей вместимостью 1000 л и более, что даёт возможность преодолевать большие дистанции без дозаправки.

Надёжность

Этим параметром характеризуют то время или пробег, в течение которого машина будет служить без поломок. Для осознанного выбора модели эксперты рекомендуют изучить отзывы владельцев, статистику сервисных мастерских. В связи с санкциями в России нельзя получить гарантию на тягачи европейских производителей. Её предоставляют только российские и китайские компании.

Стоит обратить внимание на возможность приобретения запасных частей, доступность диагностики и технического обслуживания грузовиков. Наилучшие условия предоставляет КАМАЗ, который имеет широкую сеть станций обслуживания в разных регионах России и гарантирует бесперебойную поставку запчастей. Это позволяет снизить простои техники. Доступность запасных частей для китайских автомобилей зависит от производителя.

К наиболее подходящим моделям для обслуживания и ремонта в России относятся седельные тягачи, которые укомплектованы дизелями Cummins, Weichai, MAN.

Ситуация на рынке

Если кратко, то по продажам лидируют российские и китайские производители. Приобрести тягачи европейского производства в России можно только по параллельному импорту. Это менее выгодно из-за высоких налогов и сложной логистики.

В планах Правительства РФ намечено повысить утилизационный сбор на бренды, которые официально не представлены в России. Законопроект направлен на защиту экономики страны и стимулирование собственного производства. Сейчас он находится на стадии оценки регулирующего воздействия, далее — рассмотрение в Правительстве.

В результате крупные перевозчики отказываются от покупки европейских тягачей и ориентируются на российские и китайские марки.

По информации аналитического агентства «АВТОСТАТ» в первом полугодии 2024 года перевозчики приобретали в основном грузовики производства КАМАЗ. В июне доля продаж машин отечественного производителя на рынке составила 18,3 % (1966 автомобилей). За ним плотно идут китайские бренды: SITRAK (16 %); Shacman (13,1 %); FAW (10,4 %); Dong Feng (6,5 %).

Чтобы понять какие марки седельных тягачей стоит покупать, крупные транспортные компании часто приобретают несколько автомобилей разных производителей. В результате наблюдений, как они проявляют себя в эксплуатации, делаются заключения о целесообразности оснащения автопарка той или иной моделью. Другой подход заключается в том, что перевозчик становится официальным представителем производителя, открывает сервисные центры. В результате он получает машины и запчасти по ценам, сниженным на дилерскую скидку.

Популярные модели тягачей в 2024 году

В рейтинге марок лидирует SITRAK C7H. В июне грузовик занял шестую часть российского рынка. Эти машины производятся по технологии MAN, а компания имеет наибольшее количество дилерских центров среди китайских брендов. К популярным моделям относятся также Dongfeng 4180, KAMAZ 54901 и FAW J7. Технические характеристики и цены этих грузовиков приведены в таблице.

Марка SITRAK C7H Dongfeng 4180 KAMAZ 54901 FAW J7
Доля на российском рынке 15,9 % 4,2 3,9 3,7
Колёсная формула 4х2, 6х2, 6х4 4х2, 6х4 4х2 4х2
Мощность мотора, л.с. 480 520 482 520
Количество дилерских центров в России 60 25 150 150
Цена, млн. руб. 8,2 и более 9 и более 8,5 и более 9 и более

Советы по выбору седельного тягача

В настоящих реалиях выгоднее приобретать машины российского и китайского производства, чем покупать европейские грузовики.

Стоит отдавать предпочтение брендам, которые имеют дилерские центры в вашем регионе, а их диагностические программы доступны всем желающим.

Ключевые показатели при выборе: колёсная формула, мощность мотора, габариты кабины и её оснащение.

Следует выбирать тягачи с двигателями, для которых доступны запчасти и сервис.