При выборе бульдозера возникают вопросы соотношения цена-качество-решаемые задачи-срок реализации проекта, ответы на которые можно найти, прочитав эту статью о некоторых этапах развития бульдозерной техники и конструктивных особенностях современных машин.
К привычному в 21-ом столетии внешнему виду бульдозера с его гусеничным шасси и регулируемым отвалом приложили руки ряд зарубежных и отечественных изобретателей, прежде чем он стал технически более производительным и универсальным. Разработчиком гусеничного хода машины по праву считается британец Ричард Эджуорт, который в конце 18-го века запатентовал систему гусеничного движителя.
В 1913 году английским инженером Дэвидом Робертсом был запатентован прообраз современной гусеничной ленты. В 1935 году компания Caterpillar успешно испытала бульдозер с отвалом, управляемым гидравликой, а не только системой лебедок, канатов или вовсе вручную, как до этого позволял уровень развития землеройной техники.
В последующие годы фирма последовательно развивала и внедряла технологии машиностроения, что позволило ей стать одним из признанных лидеров по производству бульдозеров. Технологии, которые использованы при проектировании популярного американского бульдозера Caterpillar SD9, применяются в производстве его аналога — Shehwa SD-9.
Виды бульдозеров
Бульдозерную технику принято разделять по различным параметрам:
- Тяговый класс.
- Назначение.
- Тип ходовой.
- Рабочее оборудование.
Деление бульдозеров по этим признакам помогает при выборе техники для расчистки территории, строительных работ, создания насыпей, разработки котлованов.
По тяговому усилию
Тяговое усилие на крюке бульдозера всегда меньше его массы и для различных сфер применения техники предусмотрен свой тяговый класс машины, наиболее оптимальный для выполняемых видов работы. По тяговому усилию бульдозеры классифицируются на категории:
- Тяговое усилие до 0,6 тонны у малогабаритной техники, которая используется в садово-огородных хозяйствах.
- Мощностью 0,6-3 тонны — это легкие основные трактора в коммунальных службах, с помощью которых убирают снег, мусор, листья, перемещают песок, щебень и другие сыпучие материалы.
- Тяговое усилие 3-9 тонны — машины средней мощности для работы с грунтами 1—2 категории при очистке и планировке территории. К ним относится экскаватор-бульдозер-погрузчик ЭБП-9.
- 9-35 тонн — тяжелые машины для разработки полезных ископаемых открытым способом, возведения дамб, строительства дорог. В отличие от предыдущих классов бульдозеров в этом классе вместе с техникой уже может использоваться рыхлитель, который предназначен для работы с мерзлыми и скальными грунтами 3-5 категории. В этом классе хорошо себя зарекомендовал по соотношению цена-качество гусеничный бульдозер Shehwa SD7N.
- Свыше 35 тонн — это сверхтяжелая техника для эксплуатации на горных разработках и для перемещения скальных пород.
Основной парк бульдозерной техники относится к категории тяжелых машин.
По трансмиссии
Техника с тягой до 9 тонн как правило оборудуется механической трансмиссией (МТ), пример тому — экскаватор-бульдозер-погрузчик ЭБП-11 с 4-х ступенчатой КПП. Наряду с простотой конструкции, обслуживания и приемлемым уровнем надежности в механических агрегатах из-за фиксированного передаточного числа ступеней передач невозможно на полную мощность использовать мотор: либо недозагрузка, либо перегрузка.
В тяговой категории свыше 9 тонн около 90 % мирового бульдозерного парка имеет гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Благодаря отсутствию жестких механических соединений между мотором и трансмиссией ГМТ имеет повышенную надежность, которая обеспечивается демпфирующими свойствами трансмиссионного масла. Если сравнивать однотипные машины с ГМТ и МТ, то расход топлива на единицу перемещенной породы у бульдозера с ГМТ будет на 15–20 % ниже, чем у техники с МТ.
Особую маневренность и возможность разворота с нулевым радиусом бульдозеру обеспечивает гидростатическая трансмиссия (ГСТ). Машины с ГСТ имеют повышенные требования к чистоте трансмиссионного масла и оборудуются сложными электронными блоками, что влияет на особенности их обслуживания.
По рабочему оборудованию
Основной рабочий инструмент бульдозера — отвал, который бывает прямым, полусферическим и сферической формы. По отношению к продольной оси машины отвалы делятся на:
- Неповоротные. Лопата располагается перпендикулярно оси движения и двигается вверх-вниз.
- Наклонные с перекосом. Лопата устанавливается под углом в горизонтальной/вертикальной плоскости.
- Универсальные. Отвал выполнен в виде двух половин и может совершать повороты в различных направлениях.
В действие лопата приводится механизмом подъемного привода, особенности конструкции которого будут определять маневренность отвала: повороты, опускание, наклон или перекос. Типы подъемных механизмов:
- Гидравлический на базе гидроцилиндров.
- Электромеханический с комбинированной конфигурацией.
- Механический с системой канатных блоков и лебедкой.
Лучшие производители бульдозеров
Рынок бульдозеров условно разделен на несколько ценовых категорий, такие как:
- Премиум. В нее входят машины Caterpillar, Komatsu, Liebherr. Эта техника рекомендуется клиентам с долгосрочными проектами использования бульдозеров сроком до 10 лет, поскольку средний период ее окупаемости составляет 3–4 года.
- Средняя. К ней относятся такие марки машин, как Shantui, Shehwa, Четра и другая техника с более высокими расходами на мото-час эксплуатации, чем у бульдозеров из экономсегмента. Эта категория подходит для средних режимов эксплуатации в долгосрочных программах сроком до 10 лет.
- Экономсегмент. В него входят отечественные марки ЧТЗ, ДСТ-Урал и белорусские производители.
Около половины российского парка бульдозерной техники занимают именно китайские машины. Это наиболее выгодные решения по соотношению цена-качество в строительстве на краткосрочный период использования до трех лет и в среднесрочной перспективе — на период до 7–8 лет.
Если сравнивать стоимость аренды машины из линейки бульдозеров Shehwa на 8-часовый рабочий день, то приобретенная техника выйдет на окупаемость в течение 12 месяцев эксплуатации.
Поэтому при определении «лучшего бульдозера» в каждом конкретном случае нужно учитывать задачи, условия использования, загрузку, доступность сервиса и запасных частей, коэффициент технической готовности, которые будут влиять на производительность, бесперебойность и срок эксплуатации техники до капитального ремонта.
Как выбрать бульдозер с наработкой. Пошаговая инструкция
Если с лучшими производителями техники, их задачами и сферой ее использования все более-менее понятно, то при выборе бульдозера с наработкой нужно придерживаться определенного порядка действий для успешной сделки.
Качество бульдозера, купленного на вторичном рынке, сильно зависит от известности и надежности продавца, а также наличия у него сервисной базы, специалистов по ремонту и обслуживанию техники, склада запчастей и/или возможностей их поставок в короткие сроки. При наличии всех вышеперечисленных факторов вероятность того, что покупатель получит машину в комплектности и техническом состоянии, заявленном продавцом, составляет около 100%. Что нужно проверить перед покупкой бульдозера, в том числе с наработкой:
- Проверить на наличие отвала и рыхлителя, осмотреть кабину и подвесное оборудование, гидроцилиндры на предмет отсутствия подтеков масла. Проверить состояние подвески, штифтов отвала, патрубков, оценить состояние покраски узлов и агрегатов.
- Проверить работоспособность. Запустить машину и убедиться, что она может ехать. Убедиться, что мотор запускается быстро и легко и при работе отсутствует посторонний шум в гидросистеме, трансмиссии и приводе ковша. Проверить работу электрики и сигнальных ламп снаружи кабины, на панели приборов.
- Проверка подвески. Ходовая часть должна быть обслужена с заменой изношенных втулок, роликов, гусениц. Выявление следов износа при осмотре подвески — это сигнал к тому, что в скором времени машина станет на ремонт и не отработает положенные моточасы до плановой замены элементов подвески.
- Обратить внимание на качество покраски подвесного оборудования, узлов, агрегатов, рамы, цилиндров. Визуально качество покраски кисточкой легко отличить от заводских методов нанесения краски и если покрытие восстанавливалось кисточкой, то, возможно, машина проходила капитальный ремонт в кустарных условиях.
Преимущества покупки бульдозеров в «Русбизнесавто»
Компания «Русбизнесавто» занимается поставками бульдозерной техники, в том числе и с наработкой. Для клиентов в регионах доступна услуга «Выездной сервис», которая позволяет в короткие сроки отремонтировать вышедшую из строя технику или провести ее плановый ремонт/обслуживание, если у заказчика отсутствует необходимая ремонтная база, запчасти и специалисты.
У сервисного центра предприятия в наличии все необходимые сертификаты и лицензии для обслуживания бульдозерной техники, а специалисты ремонтной службы проходят периодическое обучение и повышение квалификации по способам и методам ремонта различных марок машин
Бульдозеры с наработкой проходят предпродажную подготовку, обслуживание, замену смазки, резиновых шлангов, патрубков и по результатам диагностики регулировку топливной аппаратуры, мотора, трансмиссии, подвески с заменой изношенных деталей. Поэтому техническая готовность такой техники максимальная и покупатель может сразу ее эксплуатировать на своем объекте без дополнительных вложений средств и времени.