Обзор КАМАЗ Компас

В 2019 году Камский автомобильный завод анонсировал подготовку к запуску нового семейства грузовиков под названием «Компас». Интерес к этой новости был вызван прежде всего нетипичным для КамАЗа сегментом среднетоннажников. Производитель взял курс на разработку машин с более низкой грузоподъёмностью, чем обычно, и отлично справился с этой задачей. Про все особенности — от запуска до описания технических характеристик главных представителей семейства — рассказываем в этой статье.

Запуск

Первые автомобили КамАЗ «Компас» представили общественности в 2021 году на выставке «Комтранс». Это были рефрижераторные фургоны, предназначенные для транспортировки нетяжёлых грузов по городским, пригородным и междугородным маршрутам. Вслед за ними появились мусоровозы и бортовые автомобили с тросовым краном.

Старт продаж был объявлен в 2022 году. Машины не были похожи на традиционный ассортимент Камского автозавода — и не только из-за более низкой грузоподъёмности. Во многом это объяснялось тем, что практически вся компонентная база была китайской. Прототипом «Компаса» стал JAC N-Series. От него новинка получила бескапотную кабину, двигатель и коробку передач, ведущий мост, переднюю ось.

Без собственных разработок Камского автомобильного завода тоже не обошлось. В машинах использованы фирменные лонжероны, несущая рама и грузовая платформа.

Модификации и варианты исполнения


На старте продаж были доступны две версии:

Не так давно выпущен «Компас 5» с полной массой 3,49 т, электронными системами контроля устойчивости, ABS и обогревом зеркал, а также «Компас 6» — 5,6 т.

В базовой комплектации грузовики имеют стальной каркас. Они оснащаются грузовой платформой с алюминиевыми бортами, тентом и распашными задними воротами. Для ускорения боковой погрузки предусмотрен сдвиг центральной стойки по всей длине платформы. Аналогичная конструкция сделана для крыши. В задней части платформы находится выдвижная лестница.

Доступны также модификации с различными надстройками. Например, не так давно презентовали грузовик с КМУ и L-образной стрелой. Кран рассчитан на подъём грузов массой до 5 тонн. Могут также использоваться различные модификации фургонов (изотермические, промтоварные, рефрижераторы), мультилифты, эвакуаторы и так далее.

Двигатель автомобиля

«Компасы» 5 и 6 оснащаются рядным четырёхцилиндровым двигателем КАМАЗ-580.10-120. Его мощность составляет 122 л. с. при 320 Нм крутящего момента, объём — 2,2 л. На «девятку» устанавливают Cummins ISF 3.8 S5154 мощностью 152 л. с. Двигатель развивает крутящий момент 491 Нм. На 12-й модели используется Cummins ISF 3.8 S5168 мощностью 166 л.с. Его максимальный крутящий момент — 592 Нм.

Двигатель Cummins оснащён турбокомпрессором и непосредственным впрыском Common Rail, что даёт повышенную мощность при меньшем объёме. Система впрыска Common Rail обеспечивает более точное дозирование топлива, снижая его расход и негативное воздействие на окружающую среду. Силовой агрегат соответствует экологическому стандарту «Евро-5».

Трансмиссия грузовиков

Для «пятёрки» Камский автомобильный завод выбрал пятиступенчатую механическую КП ML532A. На девятой и двенадцатой моделях используются шестиступенчатые коробки — Fast Gear LC6T540B и 6DS60T соответственно.

Подвеска, ходовая часть, тормозная система

В пятой модели установлена гидравлическая тормозная система с передними дисковыми тормозами и системой помощи при трогании в гору; в девятой и двенадцатой — пневматическая с барабанами на обеих осях. Есть также моторный тормоз. Он помогает плавно снижать скорость на затяжных спусках и тем самым минимизирует износ тормозных колодок, защищает систему от перегрева при торможении. Машины оборудованы датчиками износа тормозных колодок и телескопическими гидроамортизаторами.

Подвеска у всех четырёх моделей одинаковая. Она зависимая, на полуэллиптических рессорах. Рессоры состоят из нескольких стальных пластин (листов), собранных вместе в форме дуги. Пластины сжимаются и растягиваются под нагрузкой, обеспечивая хорошую амортизацию. Это особенно важно для транспорта, который используется на дорогах с плохим покрытием.

Конструкция зависимой подвески и рессор является простой, экономичной в производстве и обслуживании. Она обеспечивает достаточную прочность и надёжность для среднетоннажных грузовиков, при этом поддерживая необходимый уровень комфорта и управляемости для городской или пригородной эксплуатации.

Кабина, рабочее место водителя

Производитель использует цельнометаллическую кабину JAC N-Series с локализацией КамАЗ. Она двухдверная, откидывается вперёд. Сделана из высокопрочной стали QSTE650. В передней части крепится на раме на торсионе, сзади — на резиновых подушках. В 9 и 12 моделях используется рама лестничного типа с лонжеронами постоянного профиля, в 5-й — с лонжеронами переменного сечения. Ширина рамы варьируется незначительно.

Визуально кабина нетипична для КамАЗа, но копией «китайцев» её тоже не назвать. Изменения, которые сразу бросаются в глаза — большая решётка и блоки линзованной узкой оптики. Они внесли свежий акцент, сделали экстерьер более современным. Новые дверные панели и изменённый бампер также добавили «изюминку», хоть основные черты дизайна JAC сохранились.

Кабина просторная, эргономичная. Пространство над окном занято полкой с сеткой, на которой водитель может хранить личные вещи. В зоне спального места старших моделей есть окна. Кто-то критикует такое конструкционное решение, полагая, что окна угрожают сохранению тепла в салоне; в то время другие видят плюсы в виде дополнительной инсоляции и лучшего воздухообмена.

Само спальное место выглядит уж очень компактным, однако водители нашли способ сделать его более комфортным. Для этого они откидывают вперёд спинки сидений фронтального ряда и за счёт них увеличивают общую площадь горизонтальной поверхности. В 5-й и 6-й моделях спальное место не предусмотрено, однако три полноценных посадочных места имеются. Центральную часть можно разложить и использовать как столик.

Водительское сиденье постановлено на салазки. Оно хорошо поглощает вибрацию, дарит комфорт при длительных поездках, хотя жёсткость подвески на неровной дороге ощущается. Для удобства и безопасности водителя предусмотрена большая площадь остекления. В совокупности с боковыми зеркалами она обеспечивает отличный обзор. Зеркала заднего вида установлены на длинных кронштейнах. Это сделано для того, чтобы улучшить обзор с учётом достаточно широкого кузова.

Из оборудования в кабине есть магнитола, отопитель, кондиционер. Рулевое колесо регулируется в двух плоскостях. На него вынесены органы управления радиоприёмником и круиз-контролем.

Некоторые конструктивные особенности:

Аналоги и прямые конкуренты

Главный конкурент «Компас 9» — среднетоннажник «Газон Next». Он несколько отличается по массе: 8,7 т в базовой версии и 10 т – в версии с усиленной ходовой частью. В том же сегменте функционирует МАЗ-365120. Среднетоннажник стал результатом совместной работы Минского автомобильного завода и китайской компании Weichai. При его производстве базой служил грузовик Shacman Delong K3000, который производится в Китае с 2019 года. Полная масса МАЗ-365120 — 7,5 т. В нём установлен двигатель мощностью 144 л. с. и шестиступенчатая коробка передач Fast Gear.

Выпуск «пятёрки» стал своего рода вызовом для ГАЗели. Модели по праву можно считать конкурентами. Только в нашем случае компоновка бескапотная, и чтобы получить доступ к двигателю, нужно откидывать кабину.

Говоря про двенадцатитонную модель, хочется сделать акцент не на конкурентах других производителей, а на преемничестве. По всем основным показателям грузовик претендует заменить КамАЗ-4308, который производится с 70-х годов прошлого столетия.

Преимущества КамАЗ «Компас»


«Китайское» происхождение среднетоннажника пугает некоторых потенциальных покупателей «Компасов». Есть как скептически настроенные критики, так и пользователи, которые уже успели проверить машины в работе. Стоит отметить, что многие остались довольны.

В числе преимуществ семейства называют:

Перспективы

По мнению техников и водителей, перспективы у среднетоннажников весьма неплохие, особенно у тех, для управления которыми достаточно категории В. Уже сегодня они активно используются и всё больше локализуются, что важно в условиях сложившейся геополитической ситуации. Машины уверенно заняли свою нишу на городских и междугородних маршрутах. Они работают стабильно, техническое обслуживание требуется в среднем после прохождения 20 тысяч км, а первый ремонт придётся проходить не ранее, чем после 800 тысяч км пробега — во всяком случае, так заявляет производитель.

Выпуск среднетоннажников под брендом КамАЗ стал неожиданностью для многих, однако сам производитель не намерен останавливаться на достигнутом. Учитывая потенциал рынка и востребованность техники с невысокой грузоподъёмностью, он планирует уже к 2025 году наладить производство «Компас 3» полной массой 2,5 – 3,5 т.