Метрика
Наверх
Классификация и виды грузовых автомобилей - src10

Москва

Москва
Выбрать другой регион (58)
Москва
Выбрать другой регион (58)
Заказать звонок Оставить отзыв

Классификация и виды грузовых автомобилей

Классификация и виды грузовых автомобилей: подробный обзор
Грузовые автомобили классифицируют по различным признакам, что вызывает трудности при покупке нужной техники. Чтобы упростить процедуру выбора, в публикации подробно разобраны виды и классификация грузовых автомобилей по характерным признакам и назначению.
12.11.2024
Классификация и виды грузовых автомобилей: подробный обзор Классификация и виды грузовых автомобилей: подробный обзор

Виды классификаций

  1. По грузоподъемности: малая (0,5 – 2 т), средняя (2 – 5 т), большая (5 – 16 т), особо большая (более 16 т);
  2. По полной максимально допустимой массе: выделяются 7 классов:

    – до 1,2 т;

    – 1,2 – 2 т;

    – 2 – 8 т;

    – 8 – 14 т;

    – 14 – 20 т;

    – 20 – 40 т;

    – свыше 40 т.

  3. По количеству осей: 2, 3, 4 оси и более.
  4. По составу: отдельные транспортные средства или включенные в состав автопоезда, в частности седельные (тягач и полуприцеп) и прицепные (фургон и прицеп).
  5. По типу кузова: открытый, закрытый и специализированный типы кузова.
  6. По типу двигателя: электрический, дизельный, бензиновый, работающий на газе.

Рассмотрим подробнее каждую разновидность грузовых автомобилей.

Классификация по грузоподъемности

Грузовые автомобили делят по массе перевозимого товара на 4 основные категории.

Малотоннажные

Эти машины могут перевозить груз до 2-х тонн. Они используются для внутригородских и региональных доставок продуктов питания, включая хлеб или другие товары, на короткие расстояния. Малотоннажные грузовики компактны, что позволяет им легко передвигаться в условиях плотного городского трафика.

Среднетоннажные

Машины с грузоподъемностью от 2 до 8 тонн применяются для перевозок по городу и между соседними населенными пунктами. Они востребованы у среднего и крупного бизнеса благодаря маневренности, а также способности транспортировки объемных грузов. Одно из ключевых преимуществ таких автомобилей — возможность передвигаться по коротким маршрутам без необходимости объезда по разрешенным магистралям. Это экономит время и снижает затраты на доставку.

Крупнотоннажные

Эти грузовики перевозят от 8 до 16 тонн. Хотя они менее маневренные, зато отлично преодолевают большие расстояния. В таких автомобилях предусмотрены комфортные спальные места для водителя, что делает их подходящими для длительных рейсов. Их конструкция позволяет буксировать прицепы и полуприцепы, что особенно полезно для крупных компаний с разветвленной сетью складов и магазинов.

Особо крупные

Грузовики, способные везти 16 тонн и более, используют для транспортировки больших партий товаров на междугородних и международных маршрутах. Это обычно трехосные или четырехосные машины и седельные автопоезда. Автомобили такого класса редко используются в городских условиях и в основном курсируют по магистральным трассам между областными и международными складами, обеспечивая доставку крупных партий

продукции.

Классификация по полной массе

Значение этого параметра определяется производителем. Полная масса представляет собой максимальный допустимый вес автомобиля, обоснованный расчетами на прочность. Превышение этой величины чревато деформациями кузова и поломками узлов грузовика.

При определении полной массы суммируются значения следующих компонентов:

  1. Снаряженный вес машины;
  2. Масса топливного бака с горючим;
  3. Вес охлаждающей жидкости и смазки;
  4. Масса запасного колеса и набора инструмента;
  5. Вес водителя и пассажиров;
  6. Масса груза.

Классификация по количеству осей

Грузовые автомобили классифицируются по числу осей. Этот показатель влияет на предельно допустимую массу транспортного средства, регламентируемую ПДД. В зависимости от их количества предусмотрены строгие ограничения.

Для одиночных машин:

  1. Двухосные — максимальная допустимая масса до 18 тонн;
  2. Трехосные — до 25 тонн;
  3. Четырехосные — до 32 тонн;
  4. Пятиосные — до 38 тонн;
  5. Для автопоездов:

  6. Трехосные — до 28 тонн;
  7. Пятиосные — до 40 тонн;
  8. Шестиосные и более — до 44 тонн.

На местных и федеральных трассах существуют ограничения по нагрузке на ось для сохранения целостности дорожного покрытия. Например, если на дороге установлено ограничение в 6 тонн на ось, то трехосный грузовик с полной массой в 21 тонну не сможет соответствовать требованиям, поскольку нагрузка на ось составит 7 тонн. Такой автомобиль не будет допущен на данную трассу. В то же время четырехосный грузовик при той же массе соответствует норме, поскольку нагрузка на каждую ось составляет 5,25 тонн.

При этом важно учитывать, как распределен груз в полуприцепе. Неравномерная загрузка может привести к тому, что на одну ось будет приходиться, например, 5,5 тонн, а на другую — 6,7 тонн, что может создать нарушение допустимых норм и привести к штрафам или ограничениям на движение.

Классификация по составу

Одиночный грузовой автомобиль

Кабина и кузов такой машины размещены на единой раме. Примеры такого транспортного средства: молоковоз, бортовой грузовик, мусоровоз.

Автопоезд

Состоит из нескольких транспортных средств, сцепляемых друг с другом. Это фура, которая представляет собой седельный тягач с полуприцепом. Другой пример — фургон с прицепом. Для увеличения объема перевозимого груза возможна комбинация — тягач с полуприцепом плюс прицеп. Общая длина автопоезда ограничена. Она не может быть больше 20 м.

Классификация по типу кузова

Закрытый кузов может быть:

  • цельнометаллическим;
  • тентованным;
  • изометрическим;
  • промтоварным;
  • рефрижератором.

Открытый кузов встречается в следующих разновидностях:

  • низкорамный;
  • бортовой;
  • платформа.

К специальным кузовам относятся:

  • цистерны;
  • автовозы;
  • молоковозы;
  • эвакуаторы;
  • зерновозы;
  • самосвалы;
  • контейнеровозы;
  • лесовозы;
  • манипуляторы;
  • панелевозы;
  • мусоровозы;
  • топливозаправщики;
  • металловозы;
  • строительная техника (самоходные краны, экскаваторы на колесном ходу, бетоновозы).

Также бывает автомобиль без кузова — это седельные тягачи.

Классификация грузового транспорта с открытым кузовом

Машины с открытым кузовом включают несколько основных типов, каждый из которых предназначен для специфических задач.

Бортовые грузовики

Кузов такого автомобиля — это платформа, огражденная откидными бортами, благодаря которым облегчен доступ к перевозимым товарам. Грузовик удобно загружать и разгружать. Бортовые машины используются для перевозки товаров, устойчивых к воздействию окружающей среды, так как они не оборудованы защитой от осадков, пыли, брызг из-под колес соседних и встречных транспортных средств и других внешних факторов.

Платформы

У этих кузовов нет бортов. Платформы используются для транспортировки крупногабаритных и негабаритных тяжелых станков, резервуаров, оборудования, труб, кабельных катушек, колонн, металлоконструкций и других крупных объектов. Загрузка производится краном.

Низкорамные тралы

Это открытые платформы, предназначенные для перевозки тяжелой техники. Тралы оснащены специальными опускающимися помостами для заезда на них перевозимой самоходной спецтехники. Чтобы обеспечить устойчивость груза при перевозке тралы обладают высокой грузоподъемностью, которая в некоторых версиях достигает 150 тонн, мощной подвеской и имеют 6-8 осей.

Классификация грузового транспорта с закрытым кузовом

Такие машины используют для транспортировки товаров, которые необходимо защитить от внешних воздействий. В эту группу входят:

  1. Тентованные кузова. Автомобиль дополнен навесом, выполненным из тента, который натянут на металлический каркас;
  2. Цельнометаллические модели. Груз защищен прочными стенками и крышей;
  3. Изотермические фургоны. В отличие от цельнометаллической версии стенки имеют теплоизоляцию, что позволяет сохранять внутреннюю температуру при перевозке продукции;
  4. Рефрижераторы. Такие кузова по сравнению с изотермическим вариантом снабжены холодильной установкой для регулирования температурного режима;

Классификация по типу двигателя

В зависимости от вида используемого топлива автомобили оснащаются  различными моторами, каждый из которых имеет свои особенности. В настоящее время используют три основных вида горючего: дизельное, газомоторное или бензин. Каждое из них имеет свои особенности, определяющие область применения.

Дизельное топливо является наиболее распространенным горючим для грузовых автомобилей. Оно обладает высокой энергетической ценностью, что выгодно на длинных маршрутах. Дизельное топливо хорошо подходит для тяжелого транспорта, поскольку обеспечивает стабильное сгорание при высоких нагрузках и низких оборотах. Кроме того, оно устойчиво к детонации, что повышает эффективность работы силовой установки и ее ресурс.

Бензин используется в грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Горючее с высоким октановым числом позволяет эксплуатировать двигатель на высоких оборотах. Бензин легко испаряется, что способствует быстрому запуску двигателя даже в холодных условиях. Однако, не смотря на более высокую удельную теплоту сгорания, чем у дизельного топлива, КПД бензиновых моторов большого литража ниже, что делает бензин менее экономичным для дальних поездок.

Газомоторное топливо, представленное сжиженным (СПГ) или сжатым (КПГ) природным газом, становится все более популярным благодаря своим экологическим и экономическим преимуществам, по сравнению с бензином и дизтопливом. Оно характеризуется низким содержанием углеводородов и примесей, что значительно уменьшает вредные выбросы в атмосферу. Газомоторное топливо также дешевле дизельного и бензинового, что снижает себестоимость грузовых перевозок. Однако метан требует специального оборудования для хранения, а инфраструктура для заправки газом все еще недостаточно развита в некоторых регионах, что ограничивает его использование на дальних маршрутах.

Дизельные двигатели

Это наиболее распространенный тип силовых установок на грузовых автомобилях. Они обладают рядом важных плюсов:

  1. Долговечность. Ресурс дизельных агрегатов доходит до 1 миллиона километров пробега. Интервал обслуживания в 3-4 раза больше, чем у бензиновых двигателей.  Современные двигатели способны работать в жестких условиях различных климатических зон при условии применения качественных эксплуатационных материалов и регулярного квалифицированного обслуживания;
  2. Экономичность. Расход горючего на 5-10% ниже, по сравнению с бензином. Это уменьшает затраты на транспортировку товаров, особенно на дальних маршрутах, где грузовики могут проезжать тысячи километров в сутки. Благодаря этому дизельные силовые агрегаты доминируют в нише междугородних и международных грузовых перевозках;
  3. Производительность. Дизельные моторы особенно эффективны при транспортировке тяжелых грузов на большие расстояния. Заметим, что бензиновые двигатели более предпочтительны для легких грузовиков до 3,5 тонн. Но для дальнобойных перевозок дизель является лучшим вариантом.

Бензиновые двигатели

  1. Легкий запуск зимой. Бензиновые моторы быстрее заводятся при сильных морозах и не требуют длительного прогрева. Это делает их удобными для эксплуатации в условиях низких температур воздуха;
  2. Хорошие динамические характеристики. Машины с этими моторами обладают лучшей динамикой, что важно при частых остановках, перестроениях и стартах в городских условиях. Однако бензиновые двигатели имеют меньший крутящий момент, что ограничивает грузоподъемность автомобиля. Поэтому они обычно применяются при транспортировке малотоннажных грузов в городской среде.

Газовые двигатели

Эти модели не получили широкого распространения в сегменте большегрузных автомобилей, хотя газ является одним из самых экономичных видов топлива. Это горючее отличается лучшими экологическими свойствами. Сжатый и сжиженный метан значительно дешевле других видов топлива, что снижает затраты на эксплуатацию машины. Однако проблема заключается в недостаточно развитой сети заправочных станций, что ограничивает дальность поездок на газовых грузовиках и их использование в логистике.

Электродвигатели

Грузовые электромобили в России используются ограниченно, в тестовом режиме или на закрытых производственных территориях, их описание выходит за рамки данной статьи.

Заключение

При выборе грузового автомобиля важно учитывать несколько моментов. Подбирайте машину с учетом типа и объема товаров, чтобы гарантировать их безопасную доставку. Также убедитесь, что транспортное средство соответствует законодательным требованиям по назначению — это поможет избежать штрафов. И, конечно, выбирайте грузовик, который обеспечит минимальные эксплуатационные расходы при максимальной прибыли.

Другие статьи

Выберите Ваш регион, чтобы получить лучшие условия покупки:
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Белгород
Благовещенск
Братск
Владивосток
Волгоград
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калуга
Кемерово
Киров
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новый Уренгой
Омск
Орел
Оренбург
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Псков
Пятигорск
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Симферополь
Ставрополь
Сургут
Сыктывкар
Томск
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Хабаровск
Чебоксары
Челябинск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Архангельск
Астрахань
Барнаул
Белгород
Благовещенск
Братск
Владивосток
Волгоград
Вологда
Воронеж
Екатеринбург
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калуга
Кемерово
Киров
Краснодар
Красноярск
Курск
Липецк
Москва
Мурманск
Набережные Челны
Нижний Новгород
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новый Уренгой
Омск
Орел
Оренбург
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Псков
Пятигорск
Ростов-на-Дону
Рязань
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Симферополь
Ставрополь
Сургут
Сыктывкар
Томск
Тюмень
Ульяновск
Уфа
Хабаровск
Чебоксары
Челябинск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Ярославль
Под заказ
captcha
Обновить код проверки

* - обязательные поля

Уточнить подробности или задать вопрос

captcha
Обновить код проверки

* - обязательные поля

Согласие на обработку персональных данных
captcha
Обновить код проверки

* - обязательные поля

Заказать доставку
captcha
Обновить код проверки

* - обязательные поля

Введите поисковый запрос