– до 1,2 т;
– 1,2 – 2 т;
– 2 – 8 т;
– 8 – 14 т;
– 14 – 20 т;
– 20 – 40 т;
– свыше 40 т.
Рассмотрим подробнее каждую разновидность грузовых автомобилей.
Грузовые автомобили делят по массе перевозимого товара на 4 основные категории.
Эти машины могут перевозить груз до 2-х тонн. Они используются для внутригородских и региональных доставок продуктов питания, включая хлеб или другие товары, на короткие расстояния. Малотоннажные грузовики компактны, что позволяет им легко передвигаться в условиях плотного городского трафика.
Машины с грузоподъемностью от 2 до 8 тонн применяются для перевозок по городу и между соседними населенными пунктами. Они востребованы у среднего и крупного бизнеса благодаря маневренности, а также способности транспортировки объемных грузов. Одно из ключевых преимуществ таких автомобилей — возможность передвигаться по коротким маршрутам без необходимости объезда по разрешенным магистралям. Это экономит время и снижает затраты на доставку.
Эти грузовики перевозят от 8 до 16 тонн. Хотя они менее маневренные, зато отлично преодолевают большие расстояния. В таких автомобилях предусмотрены комфортные спальные места для водителя, что делает их подходящими для длительных рейсов. Их конструкция позволяет буксировать прицепы и полуприцепы, что особенно полезно для крупных компаний с разветвленной сетью складов и магазинов.
Грузовики, способные везти 16 тонн и более, используют для транспортировки больших партий товаров на междугородних и международных маршрутах. Это обычно трехосные или четырехосные машины и седельные автопоезда. Автомобили такого класса редко используются в городских условиях и в основном курсируют по магистральным трассам между областными и международными складами, обеспечивая доставку крупных партий
продукции.
Значение этого параметра определяется производителем. Полная масса представляет собой максимальный допустимый вес автомобиля, обоснованный расчетами на прочность. Превышение этой величины чревато деформациями кузова и поломками узлов грузовика.
При определении полной массы суммируются значения следующих компонентов:
Грузовые автомобили классифицируются по числу осей. Этот показатель влияет на предельно допустимую массу транспортного средства, регламентируемую ПДД. В зависимости от их количества предусмотрены строгие ограничения.
Для одиночных машин:
Для автопоездов:
На местных и федеральных трассах существуют ограничения по нагрузке на ось для сохранения целостности дорожного покрытия. Например, если на дороге установлено ограничение в 6 тонн на ось, то трехосный грузовик с полной массой в 21 тонну не сможет соответствовать требованиям, поскольку нагрузка на ось составит 7 тонн. Такой автомобиль не будет допущен на данную трассу. В то же время четырехосный грузовик при той же массе соответствует норме, поскольку нагрузка на каждую ось составляет 5,25 тонн.
При этом важно учитывать, как распределен груз в полуприцепе. Неравномерная загрузка может привести к тому, что на одну ось будет приходиться, например, 5,5 тонн, а на другую — 6,7 тонн, что может создать нарушение допустимых норм и привести к штрафам или ограничениям на движение.
Кабина и кузов такой машины размещены на единой раме. Примеры такого транспортного средства: молоковоз, бортовой грузовик, мусоровоз.
Состоит из нескольких транспортных средств, сцепляемых друг с другом. Это фура, которая представляет собой седельный тягач с полуприцепом. Другой пример — фургон с прицепом. Для увеличения объема перевозимого груза возможна комбинация — тягач с полуприцепом плюс прицеп. Общая длина автопоезда ограничена. Она не может быть больше 20 м.
Закрытый кузов может быть:
Открытый кузов встречается в следующих разновидностях:
К специальным кузовам относятся:
Также бывает автомобиль без кузова — это седельные тягачи.
Машины с открытым кузовом включают несколько основных типов, каждый из которых предназначен для специфических задач.
Кузов такого автомобиля — это платформа, огражденная откидными бортами, благодаря которым облегчен доступ к перевозимым товарам. Грузовик удобно загружать и разгружать. Бортовые машины используются для перевозки товаров, устойчивых к воздействию окружающей среды, так как они не оборудованы защитой от осадков, пыли, брызг из-под колес соседних и встречных транспортных средств и других внешних факторов.
У этих кузовов нет бортов. Платформы используются для транспортировки крупногабаритных и негабаритных тяжелых станков, резервуаров, оборудования, труб, кабельных катушек, колонн, металлоконструкций и других крупных объектов. Загрузка производится краном.
Это открытые платформы, предназначенные для перевозки тяжелой техники. Тралы оснащены специальными опускающимися помостами для заезда на них перевозимой самоходной спецтехники. Чтобы обеспечить устойчивость груза при перевозке тралы обладают высокой грузоподъемностью, которая в некоторых версиях достигает 150 тонн, мощной подвеской и имеют 6-8 осей.
Такие машины используют для транспортировки товаров, которые необходимо защитить от внешних воздействий. В эту группу входят:
В зависимости от вида используемого топлива автомобили оснащаются различными моторами, каждый из которых имеет свои особенности. В настоящее время используют три основных вида горючего: дизельное, газомоторное или бензин. Каждое из них имеет свои особенности, определяющие область применения.
Дизельное топливо является наиболее распространенным горючим для грузовых автомобилей. Оно обладает высокой энергетической ценностью, что выгодно на длинных маршрутах. Дизельное топливо хорошо подходит для тяжелого транспорта, поскольку обеспечивает стабильное сгорание при высоких нагрузках и низких оборотах. Кроме того, оно устойчиво к детонации, что повышает эффективность работы силовой установки и ее ресурс.
Бензин используется в грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности. Горючее с высоким октановым числом позволяет эксплуатировать двигатель на высоких оборотах. Бензин легко испаряется, что способствует быстрому запуску двигателя даже в холодных условиях. Однако, не смотря на более высокую удельную теплоту сгорания, чем у дизельного топлива, КПД бензиновых моторов большого литража ниже, что делает бензин менее экономичным для дальних поездок.
Газомоторное топливо, представленное сжиженным (СПГ) или сжатым (КПГ) природным газом, становится все более популярным благодаря своим экологическим и экономическим преимуществам, по сравнению с бензином и дизтопливом. Оно характеризуется низким содержанием углеводородов и примесей, что значительно уменьшает вредные выбросы в атмосферу. Газомоторное топливо также дешевле дизельного и бензинового, что снижает себестоимость грузовых перевозок. Однако метан требует специального оборудования для хранения, а инфраструктура для заправки газом все еще недостаточно развита в некоторых регионах, что ограничивает его использование на дальних маршрутах.
Это наиболее распространенный тип силовых установок на грузовых автомобилях. Они обладают рядом важных плюсов:
Эти модели не получили широкого распространения в сегменте большегрузных автомобилей, хотя газ является одним из самых экономичных видов топлива. Это горючее отличается лучшими экологическими свойствами. Сжатый и сжиженный метан значительно дешевле других видов топлива, что снижает затраты на эксплуатацию машины. Однако проблема заключается в недостаточно развитой сети заправочных станций, что ограничивает дальность поездок на газовых грузовиках и их использование в логистике.
Электродвигатели
Грузовые электромобили в России используются ограниченно, в тестовом режиме или на закрытых производственных территориях, их описание выходит за рамки данной статьи.