Грузовые автоперевозки играют ключевую роль в мировой логистике. Однако, погоня за прибылью зачастую приводит к перегрузке транспортных средств, создавая риски на дорогах. Грузовики не должны превышать установленную техническими документами массу. За превышение норм предусмотрены штрафы и ответственность. Правительство стремится минимизировать аварии, поскольку перевес по осям ухудшает управляемость транспортных средств.
Этим термином определяется превышение максимальной массы груза, которую может перевозить машина. Перегрузка автомобиля приводит к следующим негативным последствиям:
Перегрузка определяется по двум критериям:
Предельно допустимая масса, на которую рассчитано по условиям прочности грузовое транспортное средство, указывается в техническом паспорте (ПТС). Определение полной массы автомобиля относительно просто. Нужно сложить веса самой машины (указывается в документации) и груза (приводится в накладной).
Однако, определение распределения нагрузки по осям требует более тщательного подхода. Для получения достоверных данных о силах, действующих на каждую ось, потребуется специальное измерительное оборудование (автомобильные весы).
Существует также метод оценки распределения нагрузки, основанный на визуальном анализе протектора шин — чем глубже рисунок, тем больше давление. Однако, данный способ обладает низкой точностью, поэтому для определения перегрузки не рекомендуется.
Некоторые онлайн-калькуляторы, предлагаемые компаниями грузоперевозок, позволяют оценить расчётные усилия на оси при равномерном распределении груза. Однако, для сложных случаев, таких как перевозка негабаритных, тяжеловесных предметов, данные методики могут давать существенные погрешности (до 10-20%). Следует учитывать ограничения и неточность таких калькуляторов, особенно при работе с критическими нагрузками. Использование подобных инструментов должно сопровождаться дополнительной проверкой и уточнением параметров с помощью специализированного оборудования.
Чтобы избежать проблем, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Юридическая ответственность распределяется следующим образом:
В случае наложения штрафа на собственника грузового автомобиля, который сдал его в аренду, он может оспорить постановление в суде, если перегруз был совершён в результате нарушения договорных обязательств арендатором или водителем.
Размер выплаты зависит от процента перегруза. В соответствии с кодексом административных правонарушений (статья 12.21.1) нарушители выплатят следующие суммы в тысячах рублей.
Перегруз, % |
Водитель |
Должностное лицо |
Юридическое лицо |
2-10 |
1-1,5 |
10-15 |
100-150 |
10-20 |
3-3,5 |
20-25 |
200-250 |
20-50 |
4-5 |
30-40 |
300-400 |
свыше 50 |
до 10 |
45-50 |
400-500 |
Штрафы за перегруз автомобилей и автопоездов выписываются при помощи стационарных или передвижных весовых комплексов.
Неподвижные системы могут автоматически измерять массу транспортного средства с грузом без его остановки при скорости автомобиля не более 140 км/ч. Если комплексом выявлен перегруз, а соответствующее разрешение отсутствует в базе данных, то информация о нарушении передаётся в ГИБДД, которая выносит постановление о назначении штрафа.
Передвижные весы применяет Ространснадзор с привлечением ГИБДД. Сотрудники Ространснадзора измеряют массу, а инспектор ГИБДД выписывает штраф за нарушение при обнаружении перегрузки.
Опротестовать постановление о наложении штрафа за перегруз грузового транспорта возможно только при наличии доказательств ошибки в процедуре взвешивания или оформлении протокола. Основаниями для обжалования могут быть неточности в протоколе или проведение измерений несертифицированными приборами. Также если имеются доказательства, что автомобиль был взвешен с грузом перед отправкой в рейс, и перевеса выявлено не было.
Обжалование постановления должно быть подано в течение 10 дней с момента его вынесения. в подразделение ГИБДД лично или по почте. Ответ по жалобе ожидается в течение 10 дней.
Существует несколько способов: через сайт ГИБДД, на портале Госуслуги, в почтовом отделении, в банкомате, онлайн-банке.