В статье расскажем, как устроена пневматическая подвеска, о её преимуществах и недостатках.

Устройство пневмоподвески
Подвеска является важной частью машины, которая гасит вибрации при движении по неровной дороге. Стандартная система состоит из рессор, пружин или торсионов и гидравлических амортизаторов телескопического типа. Её альтернатива — это пневматическая подвеска. Роль упругих элементов в ней выполняет воздух или азот, который нагнетается в резиновые армированные баллоны под давлением. Пневмоподвеска устанавливается на грузовики, прицепы, автобусы и легковые автомобили бизнес-класса.
Типовая конструкция включает следующие компоненты:
- Пневматические упругие элементы (пневморессоры, пневмоподушки). Они гасят вибрации, устанавливаются между рамой и осью на каждом колесе. В грузовиках используются сильфонные и рукавные модели.
- Компрессор. Создаёт необходимое давление в пневматической системе.
- Осушитель. Очищает воздух от влаги, чтобы повысить надежность пневматической системы..
- Комплект электроклапанов. Открывают и закрывают подачу рабочего тела (воздуха) в пневмоподушки.
- Ресивер. Аккумулирует сжатый воздух. Компрессор создает необходимое давление в ресивере и отключается. Таким образом продлевается срок службы компрессора.
- Трубопроводы. Транспортируют воздух.
- Контроллер. Собирает информацию с датчиков и формирует управляющий сигнал для электроклапанов.
- Датчики. Измеряют наклон и положение кузова автомобиля относительно дороги, ускорение, давление и другие параметры.
Совместно с пневмобаллонами часто используются амортизаторы с переменными характеристиками демпфирования.
Принцип работы
Электронный контроллер постоянно опрашивает датчики автомобиля и контролирует давление в пневмоподушках, которое определяет их упругость и высоту. Если его величина ниже требуемого значения, чтобы поднять машину, то автоматика включает компрессор. Для быстрого повышения давления в пневматических элементах используется ресивер, в котором аккумулируется сжатый воздух. Наличие накопительного резервуара уменьшает время накачивания до нескольких секунд. Прямое наполнение с помощью компрессора займёт минуты. Нагнетаемый воздух проходит через осушитель, который препятствует попаданию и конденсации влаги в замкнутой системе. В полость пневморессор он попадает через трубопроводы и блок электроклапанов по управляющим сигналам от контроллера. Этот электронный прибор открывает или закрывает их при необходимости увеличения или снижения высоты конкретного колеса машины. Излишки газа сбрасываются в ресивер или атмосферу.
Виды
Одноконтурная система
Пневмоподвеска монтируется на одну ось машины. Это позволяет разгрузить переднюю или заднюю оси грузового автомобиля с узкой колёсной базой. При этом можно поднимать либо опускать всю ось полностью, распределять нагрузки на отдельные колёса невозможно. Это может приводить к заваливанию транспортного средства при повороте, так как пневмоэлементы сжимаются грузом на разную величину вследствие одинакового давления воздуха. Плюсы одноконтурной схемы — простой монтаж и бюджетная цена.
Двухконтурная
Представляет собой две независимые одноконтурные системы. Возможны два варианта установки. Первый предполагает размещение контуров на задней и передней осях. Это позволяет задавать дорожный просвет отдельно на каждой из этих осей машины. Во втором варианте обе одноконтурные системы устанавливаются на задней оси, что позволяет устранить описанную выше валкость грузового автомобиля, а также выровнять кузов при неравномерной загрузке.
Трёхконтурная система
Чаще всего один воздушный контур устанавливается на переднюю ось, а задней достаются два остальных. Это позволяет регулировать дорожный просвет на обеих осях и распределять нагрузку на каждое заднее колесо.
Четырёхконтурная
Данный вариант даёт возможность регулировать клиренс на каждом колесе двухосной машины независимо от её загрузки. Система обеспечивает плавный ход и полное отсутствие кренов на поворотах.
Преимущества и недостатки пневмоподвески
Основной плюс — это комфорт при езде на автомобиле. Ни водитель, ни пассажиры не ощущают тряски или толчков при движении машины по неровной дороге. К другим достоинствам пневматической подвески можно отнести возможность:
- настройки водителем значения жёсткости и клиренса вручную, либо используется автоматическое поддержание этих параметров при изменении скорости или наклона машины;
- регулирования тормозного усилия;
- распределения нагрузки по осям: экономия топлива, ресурса резины и мостов при небольших загрузках;
- уменьшения крена машины при поворотах;
- увеличить грузоподъёмность грузового автомобиля.
Среди недостатков использования пневмоподвески можно выделить высокую стоимость приобретения. Ремонт пневмоэлементов невозможен, только замена. В зимнее время при низких температурах резина теряет упругость, трескается и начинает пропускать воздух. Требуется обслуживание пневмоподвески в зависимости от условий эксплуатации.
Типовые неисправности
Основные причины, по которым подвеска не работает:
- дефекты пневмоэлементов, нарушающие их герметичность и эластичность;
- неисправность датчиков;
- сбой в блоке управления, связанный с окислением контактов, обрывом проводки, коротким замыканием;
- компрессор не выдаёт требуемое давление воздуха;
- некорректная работа клапанов.
Если обнаружены неполадки пневмоподвески, например, она не опускается или не включается, то работать на автомобиле становится небезопасно. Необходимо обратиться в специализированный сервис для диагностики системы.