Полуприцепы-цистерны используются для перевозки жидких и сыпучих грузов. Они различаются по объёму, конструкции, материалам и другим параметрам. Каждый вид техники имеет свои особенности. Нужно знать эти особенности, чтобы понять, какая модель подойдёт под ваши задачи и поможет оптимизировать логистику. Делимся основными сведениями об автоцистернах.
Что такое полуприцеп-цистерна
Полуприцеп-цистерна — специализированная техника, которая работает в паре с тягачом и крепится нему с помощью опорно-сцепного механизма. Этот механизм выполняет сразу две важные функции: фиксирует полуприцеп и приводит всю систему в движение. Задняя часть полуприцепа оснащена опорными колёсами и не нуждается в поддерживающей платформе.
Такая конструкция позволяет равномерно распределить нагрузку между тягачом и цистерной.
Как устроен полуприцеп
Устройство автоцистерны может быть разным — всё зависит от типа перевозимого груза. Есть модели с одним или несколькими отсеками, с волнорезами и без них. Они оснащаются клапанами для сброса избыточного давления, спускными устройствами, верхним/нижним сливом. Слив содержимого может быть раздельным (с самотёком) или с насосной станцией (в том числе через общий коллектор).
Особые требования предъявляют к спецтехнике, которая перевозит опасные грузы. В её конструкции должны быть предусмотрены:
- Выпускная труба с глушителем — располагается перед радиатором или в правой части техники, за пределами топливных коммуникаций.
- Автоматические выключатели или предохранители в металлических трубках.
- Защищённый топливный бак — выносится на максимальное расстояние от мотора и электропроводки, закрывается металлическими щитками и сеткой.
- Два огнетушителя — их размещают за пределами кабины водителя.
По форме поперечного сечения резервуары делят на прямоугольные, круглые, и эллиптические (овальные).
Классификация
Рассмотрим пять основных параметров, по которым классифицируют полуприцепы-цистерны.
1. Грузоподъёмность и вместительность
Техника делится на три категории: малой, средней и большой вместительности. Выбирается в зависимости от массы и объёма перевозимого груза.
2. Тип подвески
Определяет эффективность работы техники, удобство управления. Производители предлагают такие модели:
- Рамные — цистерна фиксируется на раме. Считаются сравнительно недорогими. Доступная цена и ремонтопригодность объясняют высокий спрос на такие модели, однако существуют ограничения для их использования. Они касаются объёма ёмкости — она ограничена 27 куб. м.
- Несущие — подвеска и колёса крепятся непосредственно к цистерне. Снаряжённая масса у таких моделей меньше, чем у рамных. Они оптимальны для автоцистерн вместимостью более 27 куб. м. Производство несущих систем более материалоёмкое, из-за чего себестоимость выше, в сравнении с рамными.
3. Тип груза
Есть универсальные модели, которые подходят для большинства типовых грузов, а есть специализированные — позволяют перевозить содержимое с особыми требованиями к транспортировке. Основные виды содержимого:
- Технические жидкости. Для транспортировки используют цистерны из углеродистой стали. Такие полуприцепы оснащают площадкой для обслуживания с лестницей.
- Жидкое топливо. Так как плотность топлива ниже плотности воды, для его перевозки нужны резервуары большого объёма. Обычно в их конструкции предусматривают внутренний каркас — чтобы снизить вес. Автоцистерны оснащаются клапанами регулировки давления, системами заземления. Снаружи резервуары часто делают зеркальными. Такая поверхность меньше нагревается.
- Резервуар может быть разделён на отсеки — для изолированной транспортировки разных видов топлива одновременно.
- Бензин и другие нефтепродукты с низким или средним уровнем опасности перевозятся в цистернах красного или оранжевого цвета. На ёмкости обязательно делают надпись «огнеопасно» и соответствующую маркировку.
- Газы. Для перевозки газов нужны специальные автоцистерны с двойными стенками (пространство между ними заполняется негорючим веществом, которое препятствует распространению огня) и особой внешней оболочкой.
- В рамках этой группы выделяют две подгруппы: транспортные и заправочные полуприцепы.
- Сыпучие материалы перевозят в резервуарах с коническим днищем и нижней выгрузкой. Вы можете встретить модели с пневмонагнетателями. Они перемещают выгружаемый материал на значительную высоту.
- Химически активные вещества. Ёмкости для них делают из специальной марки нержавеющей стали. Сплав легируют молибденом, чтобы улучшить сопротивляемость агрессивной среде, высоким температурам, коррозии.
В зависимости от типа груза автоцистерна может располагаться вертикально, горизонтально или наклонно. В горизонтальных ёмкостях чаще всего транспортируют жидкие и газообразные вещества. Вертикальные или расположенные под углом резервуары подходят для сыпучих материалов.
Некоторые грузы, например битум, нуждаются в особых температурных условиях. Для их создания полуприцепы-цистерны оснащают системами обогрева/охлаждения, предусматривают дополнительную теплоизоляцию.
Автоцистерны для перевозки горючих веществ изготавливают из огнеупорных материалов, комплектуют противопожарными устройствами, пламегасителями.
4. Материал резервуара
- Алюминий. Резервуары из алюминия прочные и в то же время лёгкие, что важно для оптимизации расхода топлива буксировщика. У них толстые стенки, устойчивые к коррозии. Алюминий не деформируется при низких температурах, сохраняет пластичность. У него долгий срок службы. Материал предпочтителен с точки зрения экологической безопасности.
- Конструкционная сталь. Резервуары получаются прочными, устойчивыми к ударной нагрузке, но достаточно тяжёлыми. Они служат в среднем 3—5 лет. Конструкционную сталь выбирают за относительно низкую цену и ремонтопригодность: можно сваривать элементы, добавлять рёбра жёсткости.
- Нержавеющая сталь. Резервуары легче тех, которые изготавливаются из конструкционной стали и в то же время прочнее.
- Стеклопластик. Это композитный материал, который подходит для транспортировки различных жидкостей, включая агрессивные, например, кислоты. Цистерны из стеклопластика устойчивы к механическому воздействию и ультрафиолету, не подвержены плавлению. У них высокая ремонтопригодность.
5. Тип разгрузки
Полуприцепы-цистерны могут быть саморазгружающимися и обычными. Первые позволяют осуществлять загрузку со складов разных типов или с железнодорожных вагонов, сводят к минимуму риск просыпания сыпучих грузов, ускоряют обслуживание спецтранспорта. Как правило, это оправдывает более высокую цену.
Комплектация
Большинство автоцистерн имеют цилиндрическую форму. В верхней части резервуара есть люки. В зависимости от модели, в комплектации могут быть предусмотрены:
- Лестница и техническая площадка — упрощают обслуживание.
- Воздуховод.
- Противооткатные упоры.
- Отделитель влаги/масла.
- Кран наддува.
- Выгружной канал.
- Компрессор или разъём для его подключения. Компрессор регулирует давление, необходимое для загрузки материалов.
- Датчик регулировки загрузки.
- Блокиратор тормозной системы — активируется при сливе топлива.
Техника безопасности при эксплуатации
Эксплуатация полуприцепа-цистерны требует особого внимания к технике безопасности, особенно при перевозке опасных веществ. Основные меры безопасности, которые нужно соблюдать:
- Перед началом работы необходимо убедиться в том, что техника исправна. Нужно проверить все системы безопасности и удостовериться, что они работают должным образом.
- Водитель должен быть осведомлён о свойствах и особенностях перевозимого груза, о возможных рисках, методах предотвращения аварий.
- Необходимо строго соблюдать все правила дорожного движения и предписания, касающиеся перевозки опасных веществ. При погрузке необходимо парковать технику на твёрдой, ровной поверхности.
Помимо этих общих рекомендаций, существуют специфические правила для различных типов цистерн. Важно всегда следовать инструкциям производителя и соответствующим стандартам безопасности.