Расход топлива на фуре: нормы и рекомендации по оптимизации

Топливо—основная статья расходов в сфере грузоперевозок. В публикации расскажем, как рассчитать нормы потребления горючего, назовём причины перерасхода и подскажем, как уменьшить эти издержки.

Факторы, влияющие на расход топлива

Фура представляет собой седельный тягач с крытым полуприцепом. Такая машина используется транспортными компаниями для перевозок между городами и странами крупногабаритных тяжёлых грузов, либо крупных партий небольших товаров. Она имеет мощный двигатель внутреннего сгорания, который позволяет ей развивать высокие скорости. Поэтому для автомобилей такого класса большое влияние на расход топлива оказывает аэродинамическое сопротивление. Чем выше скорость, тем больше горючего затрачивает фура.

Аэродинамическое сопротивление

По статистике встречный воздушный поток «съедает» в среднем 35% расхода топлива, 35 % затрачивается на сопротивление качению, остальные 30% — на движение. При этом распределение топливных затрат может изменяться в зависимости от скоростного режима автомобиля. Например, при скорости 120 км/ч средний расход горючего, затрачиваемый на аэродинамику, достигает 46%, сопротивление шин качению — 24%, а при снижении до 88 км/ч эти показатели составляют 33%. Экономичный режим движения грузовика находится в пределах 80-85 км/ч.

Расход топлива снижается при движении в колонне фур на трассе, поскольку головная машина рассекает воздушный поток, и следующая за ним движется в попутном следе.

Не стоит забывать и об открытых окнах, которые создают завихрения. Это может увеличивать расход горючего на 3-5% при скорости более 50 км/ч.

Погода

Метеорологические условия напрямую влияют на потребление топлива. В холодную погоду двигатель работает менее эффективно, что приводит к повышенному потреблению горючего. Летние и зимние нормы потребления топлива существенно различаются из-за увеличенного времени, необходимого для прогрева двигателя при низких температурах. Дополнительным фактором является состояние дорожного покрытия. Мокрая или заснеженная дорога снижает сцепление, вызывая буксовку, что увеличивает расход горючего.

Также при низкой температуре воздуха работает отопитель, а при высокой — включается кондиционер и холодильник, что приводит к дополнительному потреблению топлива.

Маршрут

Короткий путь не всегда оказывается самым экономичным. Движение по ровной дороге с качественным покрытием позволяет значительно сократить затраты. В то же время поездки в час пик, сопровождающиеся частыми остановками и низкой скоростью, ведут к повышению расхода.

При международных грузовых перевозках важно учитывать стоимость топлива в разных странах. В некоторых случаях выбор альтернативного маршрута, даже если он увеличивает время поездки на несколько часов, может сэкономить 5–10% горючего.

Распределение груза

Чем больше перевозимая масса, тем больше затрачивается энергии на перевозку. К повышенному расходу топлива приводит и смещение центра тяжести. Если основная масса груза сдвинута к передней оси, то возрастает нагрузка на переднюю тормозную систему, в то время как задние колеса могут терять сцепление с дорогой, работая на холостом ходу. Это увеличивает сопротивление движению. Размещение большей части груза на задней оси также создает проблемы. При движении по неровной дороге автомобиль может испытывать рывки, что снижает скорость и оказывает негативное влияние на трансмиссию и двигатель. Чем больше загружена задняя ось, тем меньше буксует машина. Именно поэтому система ECAS специально поднимает дополнительную ось, чтобы увеличить нагрузку и не буксовать.

Техническое состояние двигателя

Объём и чистота подаваемого топлива зависят от состояния фильтров. Загрязнённые элементы снижают эффективность работы двигателя, увеличивая расход топлива. Неправильно отрегулированные клапаны цилиндров ухудшают вентиляцию, что снижает мощность двигателя и приводит к повышенному потреблению топлива.

Распространенные причины перерасхода горючего — неисправности датчиков. Модуль управления двигателя получает сигналы от множества датчиков, и выход их из строя влечет за собой активацию аварийного режима. При нем запускается либо аварийный режим двигателя с ограничением мощности, либо двигатель начинает работать по обходной технологии, что в свою очередь может привести к увеличению расхода топлива.

Качество моторного масла

Расход топлива напрямую зависит от физико-химических характеристик смазочных жидкостей. Масла с высокими антифрикционными свойствами способствуют снижению потребления топлива за счет уменьшения трения внутри двигателя. Это позволяет повысить мощность при меньшем количестве горючего, подаваемого в цилиндры. Важно также учитывать вязкость смазочных материалов в соответствии с рекомендациями производителя.

Выбор передач

Исследования показывают, что каждое переключение на более высокую передачу может обеспечить до 30% экономии горючего. Поэтому рекомендуется передвигаться на максимально возможной передаче и при необходимости повышать её через одну. Правильное использование сцепления позволяет избежать работы двигателя на высоких оборотах без необходимости. Это повышает ресурс мотора и снижает расход топлива.

Стиль вождения

Резкие старты и торможения способствуют увеличению потребления горючего, так как силовая установка вынуждена работать на повышенных оборотах при низких передачах. Это ведёт к большему сгоранию топлива. Так, избегание резких маневров и плавное ускорение, а также движение накатом в плотном транспортном потоке, снижает расход до 1-2 литров на 100 км.

Разновидности горючего для грузовиков

Дизельное топливо

Это наиболее популярный вид горючего для фур благодаря своим многочисленным преимуществам. Вот основные его достоинства:

Высокая плотность энергии, что уменьшает количество топлива на совершение работы. Дизельные двигатели потребляют в среднем на 10-20% меньше горючего по сравнению с бензиновыми моделями;

Автономность хода благодаря развитой сети заправочных станций, что позволяет выполнять дальние рейсы;

Стандарты дизельного топлива предусматривают низкое содержание серы, что способствует уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу.

Дизельные моторы известны своим долгим сроком службы, который может достигать от 500 тысяч до 1 миллиона километров, что делает их очень надёжными в дальних поездках. Они обеспечивают высокую мощность и крутящий момент на низких оборотах, что особенно важно для грузовиков при перевозке тяжёлых грузов.

Другие виды топлива

В последние годы на грузовом транспорте всё больше используется газ. На российском рынке продаются автомобили, работающие на таком горючем. В 2022 году объём продаж новых газовых тягачей составил 1082 машины или 6,3% от общего количества. Начиная с 2023 года, в связи с введением международных санкций, продажи упали до 1,3 %.

Для фур преимущественно применяется метан как менее взрывоопасное и более экологичное вещество, чем пропан. Топливо предлагается в двух агрегатных состояниях: сжатый или сжиженный природный газ.

Несмотря на то, что средний расход метанового мотора выше, чем дизельного двигателя, его применение даёт экономию до 60% благодаря более дешёвой стоимости газа в 2,5 раза. При этом метан является всесезонным, а тягачу не требуется реагент AdBlue. Выхлоп газового мотора не содержит сажу, и в нём в 2-3 раза меньше токсичных веществ. Также уровень шума у такого двигателя снижен по сравнению с дизелем.

Нормы расхода топлива для грузовиков

Для оптимизации учёта потребления горючего грузовыми автомобилями Министерство транспорта разработало и регулярно обновляет нормативные акты, регулирующие этот процесс. Последние изменения, внесенные в 2021 году, задали новый стандарт подходов к расчету топливных норм.

Как рассчитать

Исходные данные для расчёта включают несколько переменных величин:

Нормативный расход топлива вычисляется по выражению:

Qн = 0,01 · (Hsan · S + Hw · W) · (1 + 0,01 · D)

Дополнительно к базовой норме показатель повышается для дизельных агрегатов в расчете 1,3 л/100 т·км. В случае эксплуатации машин, использующих сжатый газ, к результату добавляется ещё 2 куб. м/т·100 км.

Экономическое значение топливных расчётов

Норма расхода топлива показывает, сколько горючего по нормативам должна затрачивать фура на каждые 100 км пробега. Этот показатель используется транспортными компаниями для:

Ведение учёта норм и их использование в финансовом и налоговом планировании позволяет транспортным предприятиям эффективно управлять своими ресурсами и оптимизировать затраты.

Рекомендации по снижению уровня расхода топлива для грузового транспорта

На основании советов дальнобойщиков сформирован перечень способов, которые уменьшают расход горючего тягача:

Выполнение этих рекомендаций поможет получить снижение расхода топлива грузового автомобиля до 15%.