В статье расскажем о спецтехнике, которая используется для перемещения нестандартных тяжёлых грузов, её видах, характеристиках, преимуществах, особенностях применения.
Что такое трал. Конструкция трала
Трал — это специализированное транспортное средство для перевозки крупногабаритных объектов. Оно выполняет функцию прицепа или полуприцепа в составе автопоезда. Сфера применения машины обширна: транспортировка строительной, сельскохозяйственной, военной техники, модульных зданий, промышленных агрегатов, энергетического оборудования.
Основой конструкции является стальная рама, служащая для размещения перевозимого объекта. Её изготавливают из продольных лонжеронов, которые соединены перемычками. В большинстве случаев она имеет вид открытой платформы без бортов, обеспечивая доступ к грузу со всех сторон. Для транспортировки длинных предметов применяются раздвижные версии, позволяющие регулировать длину грузовой площадки до 20 метров.
Несущая способность спецтехники обеспечивается системой осей, распределяющих нагрузку на дорожное полотно. В некоторых моделях они могут поворачиваться, чтобы повысить манёвренность автопоезда.
Надёжное соединение полуприцепа с тягачом обеспечивается специальными сцепными устройствами, предназначенными для передачи тягового усилия.
Важнейшим элементом конструкции является подвеска, служащая для гашения динамических нагрузок и обеспечения плавности хода. Низкое расположение центра тяжести полуприцепа снижает риск опрокидывания. Применяется подвеска рессорного, пневматического или гидравлического типов.
Система торможения является дублированной, что повышает безопасность дорожного движения. Современные полуприцепы часто оснащаются противобуксовочной, а также антиблокировочной системами, повышающими устойчивость и сокращающими тормозной путь автопоезда. Наличие стояночного тормоза, функционирующего независимо от внешних источников энергии, гарантирует неподвижность прицепного устройства при отсоединении от тягача.
Для заезда техники на трал своим ходом полуприцеп оснащается пандусами или аппарелями. Наличие на некоторых моделях подъёмного устройства позволяет облегчить погрузку самоходных машин путём опускания платформы или её части.
Для транспортировки крупногабаритных предметов тралы часто оборудуются специальными устройствами: удлинителями, расширителями, опорными стойками, приспособлениями крепления груза (цепи, крюки, специальные захваты, ремни).
Электронные, пневматические, механические системы полуприцепа интегрированы при соединении с тягачом, обеспечивая передачу управляющих сигналов, а также распределение нагрузки по осям.
Технические характеристики
Основные параметры тралов — это грузоподъёмность, количество осей, габариты платформы, масса. Ниже в таблице приведены характеристики транспортного средства для перевозок на дорогах общего пользования.
Параметр |
Количество осей/колёс |
||||||
2/8 |
3/12 |
4/16 |
5/20 |
6/24 |
7/28 |
8/32 |
|
Грузоподъёмность, тонн |
25 |
45 |
60 |
75 |
90 |
95 |
110 |
Длина, м |
10 |
11 |
12 |
13 |
16 |
||
Ширина, м |
2,5 |
3 |
3,2 |
||||
Высота, м |
0,5 |
0,8 |
0,9 |
0,95 |
1,05 |
0,95 |
|
Вес, тонн |
9 |
12 |
14 |
16 |
20 |
24 |
26 |
Преимущества
Основные возможности тралов:
- перевозка тяжёлых конструкций нестандартных размеров;
- универсальные сцепные устройства позволяют соединять полуприцепы с любыми моделями тягачей;
- надёжность — силовые элементы изготовлены из качественной конструкционной стали;
- удобство и безопасность загрузки, выгрузки;
- устойчивость объектов при транспортировке благодаря низкому центру тяжести, а также надёжному креплению к платформе.
Большое число осей способствует равномерному распределению веса по грузовой площадке. Это позволяет не допустить перегруза по осям и не повредить дорожное покрытие.
Виды
Различают несколько видов тралов, каждый из которых оптимизирован под специфические задачи.
Полуприцепы с задним заездом оборудованы специальными трапами для самостоятельного въезда самоходной техники. Площадки могут быть гидравлическими (одно- или двухсекционными), механическими (ручного управления) или съёмными, выполненными из лёгких сплавов, убирающимися в специально предусмотренное место под рамой. Задняя загрузка не подходит для самостоятельного заезда самоходных машин с низким дорожным просветом. Большой угол наклона трапа (около 20 0) не позволяет въезжать на платформу карьерным самосвалам, строительной, гусеничной технике.
Низкорамная конструкция полуприцепов, с отсоединяемым гидравликой гусаком, обеспечивает минимальную высоту погрузки, равную 400-550 мм. После заезда перевозимой техники гусак подсоединяется, платформа поднимается гидроприводом до транспортного положения.
Раздвижные модели позволяют изменять длину грузовой площадки. Телескопическая система раздвижения даёт возможность адаптировать габариты полуприцепа под перевозимые предметы, например, трубы, ёмкости, балки, опоры. Максимальная длина прицепного устройства может составлять 40 метров. Ограничение, присущее этим транспортным средствам — с увеличением длины снижается их грузоподъёмность.
Низкорамные тралы характеризуются минимальной высотой платформы над уровнем дорожного полотна (0,4-0,7 м) и значительной длиной (13-16 м). Их конструкция оптимизирована для транспортировки тяжёлой техники и крупногабаритных грузов по ровным дорогам с твёрдым покрытием.
Высокорамные тралы имеют увеличенный дорожный просвет, достигающий значения 1,3 метра. Это делает их подходящими для эксплуатации в условиях бездорожья, при перевозке грузов по снежным или грунтовым дорогам, а также в регионах с суровым климатом.
Балластные модели отличаются повышенной прочностью рамы и платформы. Они используются для доставки крупногабаритной строительной техники, ветроэнергетических установок, других сверхтяжёлых объектов. Раздвижная компоновка позволяет изменять длину грузовой площадки в зависимости от габаритов груза. Полуприцепы этого типа могут передвигаться по любым дорогам.
Тралы-телескопы представляют собой усиленную раму, оснащённую механизмом раздвижения. Пневматическая фиксация секций гарантирует безопасность транспортировки. На таких транспортных средствах перевозят буровые установки, прокатные станы, турбины, сельскохозяйственную технику, небольшие суда, другие объекты весом до 100 тонн. Малые габариты в сложенном состоянии обеспечивают повышенную манёвренность, экономию горючего при перегонах пустого транспорта.
Тралы с заниженной высотой погрузки комплектуются колёсами с уменьшенным диаметром и рамой ступенчатой конструкции. Шасси размещено между осями, что снижает высоту платформы до уровня ступиц колёс. Данные полуприцепы подходят для транспортировки сравнительно лёгкой гусеничной, сельскохозяйственной, строительной техники по дорогам общего пользования.
Тралы с наклонной рамой обеспечивают низкую высоту погрузки за счёт наклона части платформы, на которую въезжают самоходные машины. Груз размещается на ровной центральной площадке, при этом лёгкая техника может располагаться на всей площади прицепа, включая наклонную.
Модульные тралы — это высокотехнологичные низкорамные тяжеловозы с конструкцией, которая состоит из модулей. Это позволяет изменять габариты полуприцепа, как в длину, так и в ширину. Высокая манёвренность обеспечивается изменением угла наклона грузовой площадки, а также независимой регулировкой колёсных пар.
Составные тралы включают грузовую платформу и несколько подкатных тележек с собственными седельными сцепными устройствами. Они отцепляются от платформы перед погрузкой, позволяя снизить её высоту до уровня земли. Составные прицепы используются для перемещения сверхтяжёлых грузов, их грузоподъёмность ограничивается прочностью несущих конструкций.
Правила транспортировки
Перевозка грузов тралами в Российской Федерации регламентировано действующим законодательством, которое требует получения разрешения — согласования маршрута доставки с дорожными службами и ГИБДД. Скорость движения автопоезда с негабаритным грузом ограничена 50 км/ч. Для выполнения ПДД транспортные средства, перевозящие крупногабаритные грузы, должны оборудоваться специальной световой сигнализацией, опознавательными знаками (например, «Крупногабаритный груз»). В случае перевозки особо крупных объектов потребуется сопровождение патрульными экипажами ДПС.
Как выбрать трал?
Выбор подходящей модели основан на нескольких ключевых критериях.
Габариты платформы и количество осей определяют грузоподъёмность и допустимые размеры перевозимого груза. Большее число осей даёт возможность транспортировки тяжёлых крупногабаритных объектов.
Качество и материал рамы прямо определяет долговечность полуприцепа. Тип подвески влияет на плавность хода, а также управляемость. Пневматические и гидравлические виды амортизации обеспечивают плавный ход, однако, гидравлические системы менее пригодны для работы в условиях сильных морозов из-за риска замерзания жидкости.
Продукция российских производителей — привлекательная альтернатива импортным аналогам, обеспечивая сопоставимые технические характеристики при сравнительно низкой цене.