Грузовики Камского автозавода стабильно лидируют по продажам. В первом полугодии 2024 года КАМАЗ обошёл европейских и китайских производителей на автомобильном рынке России;
Машины экспортируются и работают более чем в 70 странах. Каждый третий грузовик на дорогах России и СНГ — это КАМАЗ. За полвека заводом выпущено несколько тысяч моделей автомобилей — самосвалов, бортовых машин, седельных тягачей и другой спецтехники.
Каждая модификация содержит сложные агрегаты, более пяти тысяч деталей и около 1,5 тысяч сборочных единиц. При сборке выполняется более семисот сварных соединений, суммарная длина швов достигает десяти метров. Рассмотрим, как устроена такая сложная машина;
В состав грузовика КАМАЗ входят следующие основные системы и механизмы:
Источником механической энергии является дизельная силовая установка, которая приводит автомобиль в движение. Начнём описание с этого агрегата.
Основная масса машин, которые сходят с конвейера, комплектуются моторами КАМАЗ или Cummins. Эти турбодизели по мощности, крутящему моменту и эксплуатационным характеристикам соответствуют европейским аналогам. Моторы, созданные совместно с американским лидером двигателестроения, дают автомобилю превосходную динамику и характеризуются топливной экономичностью. Эффект достигается благодаря электронной системе впрыска горючего Common Rail и охлаждению наддувочного воздуха.
Чтобы соответствовать экологическим стандартам ЕВРО-5 в современных машинах используют устройства обработки выхлопных газов — нейтрализаторы, сажевые фильтры.
Сцепление на большинстве моделей КАМАЗ двухдисковое, сухое. Состоит из механизма сцепления и гидравлического привода с пневматическим усилителем. Устройство позволяет плавно соединить двигатель с коробкой при трогании автомобиля с места или отсоединять мотор при переключении передач, что предохраняет эти узлы от перегрузок. Управление производится водителем из кабины нажатием педали сцепления и перемещением рычага переключателя скоростей в нужную позицию. Наличие пневмоусилителя позволяет сделать это без особых усилий.
На КАМАЗ устанавливают два варианта коробок передач. Если автомобиль одиночный, то его комплектуют девятиступенчатой или шестнадцати ступенчатой КПП. Тягачи, которые работают в составе автопоездов, снабжают девятиступенчатой или шестнадцати ступенчатой коробкой передач и двухступенчатым редуктором, который называют делителем. Использование делителя уменьшает частоту переключений скоростей. Это облегчает управление тягачом.
Бывают коробки передач с автоматическим режимом переключения передач на моделях поколения “К5”. Раздаточная коробка специально разработана для автомобилей КАМАЗ. Она равномерно распределяет крутящий момент между ведущими осями. В среднем мосту для его раздачи между передней и задней осями может устанавливаться межосевой дифференциал, что позволяет колёсам вращаться с разными скоростями. Ведущие задние и средние мосты комплектуются механизмом блокировки межколёсного дифференциала. Это повышает проходимость автомобиля.
Данный узел смягчает и поглощает вибрации и удары при движении машины по неровной дороге. Упругими элементами являются продольные полуэллиптические рессоры, передняя часть которых закреплена на раме, а задняя свободна. Это даёт им возможность перемещаться в вертикальном направлении. К средней части рессор крепиться квадратными скобами мост. Демпфирование осуществляется гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Они закреплены между рамой и мостом. Амортизация снижает воздействие вибраций на раму грузовика и тряску в кабине. Описанную конструкцию имеет передняя и задняя подвеска двухосных автомобилей КАМАЗ.
В трёхосных моделях используется задняя подвеска балансирного типа, которая позволяет среднему и заднему мостам двигаться в вертикальной плоскости независимо друг от друга;
Рессорная подвеска, изобретённая в начале прошлого века, до сих пор остаётся самой надёжной и долговечной.
В современных модификациях автомобилей КАМАЗ иногда применяют пневматическую систему, которая обеспечивает плавный ход и позволяет автоматически регулировать дорожный просвет между рамой и дорогой.
КАМАЗ комплектуется жёсткой рамой штампованного типа. Состоит из двух продольных стальных лонжеронов швеллерного профиля, связанных поперечинами. На раме тягачей устанавливается седельно-сцепное устройство производства ПО «КАМАЗ» или «JOST» для подсоединения полуприцепа. Для буксировки прицепа используется тягово-сцепной узел типа крюк-петля.
На автомобилях КАМАЗ применяется рулевое управление с гидроусилителем. Колонка — регулируемая.
Включает:
Кроме этого, КАМАЗ может комплектоваться антиблокировочной (АВС) и противобуксовочной (ASR) системами.
Имеет цельнометаллическую конструкцию. Она расположена над моторным отсеком и снабжена гидроподъёмником для опрокидывания. В зависимости от модели может быть двухместной или трёхместной.
Салоны тягачей оборудованы спальными местами, имеют большой объём и высоту, позволяющую водителю выпрямиться в полный рост. Сиденье снабжено; пневмоподвеской. Для создания комфортного микроклимата кабина оснащена отопителем и кондиционером;
Грузовая платформа — стальная, цельносварная. Чаще всего состоит из основания и бортов, которые могут быть откидными или неподвижными. Некоторые модели оснащаются каркасом и тентом. Самосвалы оборудованы устройством подогрева днища выхлопными газами, чтобы исключить примерзание сыпучих грузов в зимнее время.
Эта часть грузовика состоит из систем:
На крыше машин, эксплуатируемых в составе автопоезда, для выполнения требований ПДД устанавливаются специальные фонари.
На грузовиках КАМАЗ в зависимости от модели устанавливаются блоки управления двигателем, устройством нейтрализацией выхлопных газов, АВS и ASR.
Автомобили оснащаются оборудованием, которое позволяет водителю из кабины мониторить давление воздуха в шинах.