Автокраны — один из самых популярных классов спецтехники. Их можно встретить на строительных площадках, на участках, где ведутся дорожные работы или ремонт линий электропередач. Как устроен автомобильный кран по каким техническим характеристикам его выбирают — читайте в этой статье.
Устройство автомобильных кранов
В конструкции автокрана условно можно выделить две части: поворотную и неповоротную, которые соединены опорно-поворотным устройством.
Поворотная часть
- Поворотная платформа — основа, на которой установлена кабина крановщика, а также механизмы, которые отвечают за движение стрелы и манипуляции по перемещению грузов.
- Кабина оператора — место, где находится оператор, который управляет работой крана.
- Стрела — длинная выдвижная составная конструкция для подъёма и перемещения грузов. Её вылет и высота могут регулироваться для выполнения различных задач.
- Гидромотор, редуктор, гидравлические цилиндры. Эти компоненты отвечают за выдвижение стрелы, её смещение по вертикали и поворот вокруг своей оси.
- Стреловой полиспаст. Крепится к крайней точке стрелы, используется в паре с гидроцилиндром выдвижения стрелы для изменения длины стрелы.
Неповоротная часть
- Шасси - конструкции автомобильного крана предусмотрена ходовая часть, которая обеспечивает автономное передвижение. Это может быть специально адаптированное шасси или базовая модель. В России наиболее популярна спецтехника на базе шасси МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ. Например, в модели КС 55729-1В-3 используется базовое шасси КАМАЗ-65115. Это автокран с колёсной формулой 6х4 и длиной стрелы 31 м.
- Опорная рама — отвечает за распределение веса крана по поверхности рабочей площадки и его фиксацию во время работы и соединения неповоротной части с поворотной. Оснащается поперечными перекладинами для установки выносных опор.
Опорно-поворотное устройство
Опорно-поворотное устройство (ОПУ) обеспечивает соединение Неповоротной части с Поворотной. Это обеспечивает возможность поворота установки по вертикальной оси. ОПУ отвечает за плавное вращение поворотной рамы и точность движений — чтобы оператор мог выполнять подъём/разгрузку эффективно и безопасно.
Во время работы крана, особенно при подъёме тяжёлых грузов, опорно-поворотное устройство принимает на себя значительную часть нагрузки.
ОПУ бывает:
- Шариковое — состоит из внешней и внутренней обойм, между которыми находятся шарики. Внешняя обойма прикрепляется к поворотной раме крана, а внутренняя к стационарной платформе. Такая конструкция позволяет установке вращаться вокруг вертикальной оси с минимальным сопротивлением. Шариковые опорно-поворотные устройства обеспечивают хорошую устойчивость.
- Роликовое — это конструкция из колец с роликами между ними. Внутреннее кольцо прикрепляется к ходовой раме и оснащается зубчатым венцом, внешние кольца скрепляются с поворотной платформой. Роликовые ОПУ обеспечивают равномерное распределение нагрузки и имеют большую грузоподъёмность по сравнению с шариковыми.
Классификация
Классификация выполняется для структурирования различных типов машин в соответствии с их характеристиками, конструкцией и назначением. Благодаря этому легче ориентироваться в разнообразии моделей и выбирать подходящие, исходя из конкретных задач и условий эксплуатации.
Виды автокранов по грузоподъёмности
Эта классификация позволяет выбирать подходящий кран в зависимости от веса груза, который необходимо поднимать и перемещать. Выделяют три класса машин:
- Малый класс — машины с грузоподъемностью до 20 тонн. Обычно используются для проведения работ на небольших территориях, где требуется маневренность и компактность.
- Средний — от 20 до 35 тонн. Это самый многочисленный класс автомобильных кранов. Машины подходят для выполнения большинства работ.
- Большой — тяжёлая спецтехника, грузоподъёмность которой превышает 35 тонн.
- Иногда в отдельную группу выделяют так называемые сверхтяжелые машины. Они могут поднимать грузы массой более 100 тонн.
Виды автокранов по длине стрелы
Как правило, длина стрелы увеличивается по мере роста грузоподъёмности техники. Однако в современных моделях стрелы стараются делать универсальными. Кроме длины учитывают тип конструкции.
Во всех автомобильных автокранах используются стрелы коробчатого типа. Для перемещения объёмных грузов больше подходят башенные стрелы, но самыми популярными считаются телескопические конструкции. Это механизм, состоящий из основания и нескольких секций, которые выезжают друг из друга. Количество секций определяется грузоподъёмностью крана:
- три — от 16 до 25 тонн;
- четыре и больше — свыше 32 тонн и т. д.
Принцип работы телескопической стрелы заключается в том, что выдвижной механизм, приводимый в действие гидроцилиндром, выталкивает первую секцию, а остальные секции перемещаются либо дополнительным гидроцилиндром (в некоторых моделях), либо с помощью полиспаста.
Дополнительная секция (гусек), который закрепляется на конце последней секции, используется для увеличения длины стрелы и изменения вылета стрелы и под стрелового пространства.
Для уменьшения трения выдвижных элементов используются скользуны — плиты из полиамида, обработанные графитовой смазкой.
Телескопическая стрела, к примеру, предусмотрена в модели КС 65713-1 грузоподъёмностью 50 тонн. Она состоит из четырёх секций, общая длина — 34,1 м.
По типу привода
- Гидравлическое — приводятся в действие от энергии двигателя через коробку отбора мощности, которое передается на гидронасос. Исполнительными механизмами являются гидрораспределители, гидравлические цилиндры, обеспечивающие подъём стрелы и выдвижение опор, а также гидромоторы, которые вращают тросовые лебёдки.
По типу шасси
Эта классификация определяет способность спецтехники перемещаться по разным типам поверхностей. Самыми популярными считаются модели с колёсными и гусеничными шасси. Первые могут развивать скорость до 60 км/ч, так что легко транспортируются к месту использования своим ходом.
Вторые доставляют к месту использования специальными транспортными средствами. Их преимущество заключается в лучшей проходимости, что важно при работе на участках с неподготовленным покрытием.
Шасси также классифицируют по назначению:
- Общего назначения — традиционные, представляют собой серийную версию автомобильных шасси.
- Специального назначения — разрабатываются для тяжёлых и сверхтяжёлых крановых установок.
По типу кабины
Автокраны могут оснащаться стационарной кабиной крановщика или подъемной кабиной. Первые фиксируются неподвижно, вторые могут откидываться в пределах 30 градусов относительно платформы.
Технические характеристики
Выбор автокрана основывается на ряде технических характеристик, которые определяют его способность выполнять определенные задачи. Основные:
- Грузоподъёмность — о ней мы уже писали выше.
- Вылет стрелы — расстояние от центра вращения до точки, где может быть поднят груз.
- Высота подъёма.
- Колёсная формула — определяет привод автомобильного шасси
Область применения
Автокраны используются для выполнения погрузочно разгрузочных работ. Они используются для поднятия и перемещения грузов.
Другие примеры:
- монтаж и демонтаж оборудования, металлоконструкций, рекламных щитов;
- уборка территории — поднятие и перемещение тяжелых объектов, таких как контейнеры для мусора, барьеры безопасности;
- экстренные ситуации — ликвидация последствий аварий, обрушений, стихийных бедствий.
Это лишь несколько примеров областей, где применяются автокраны. Они обладают высокой мобильностью, считаются универсальной спецтехникой.