Катки предназначены для уплотнения дорожного покрытия и используются при строительстве путей на различных объектах. Современная спецтехника различается по принципу действия, внешнему виду и другим параметрам. По этим критериям катки относят к различным классам.
Классификация и особенности дорожных катков
Параметры классификации:
- принцип перемещения;
- масса и размер;
- тип рабочего органа (вальцов);
- число вальцов;
- способ уплотнения.
Рассмотрим виды катков более подробно.
Принцип перемещения
Дорожные катки могут быть прицепными либо самоходными. Первые не автономны, для их работы необходима самоходная техника, чаще всего трактор. Они имеют одно- или двухвальцовую металлическую раму.
Самоходные катки – это полноценные машины, оборудованные собственным двигателем. Они гораздо маневреннее, практичнее и производительнее прицепных. Благодаря этим качествам самоходная спецтехника постепенно вытесняет прицепную, которая используется все реже.
Масса и размер
По этим показателям машины подразделяются на 3 типа:
- легкие. Техника этого класса весит не более 6 тонн, а распределяемая нагрузка не превышает 40 кН/м;
- средние. Весят 6-10 тонн, показатель распределяемой нагрузки составляет 40-60 кН/м. Мощность силовых агрегатов, которыми комплектуется спецтехника среднего класса, – 20-30 кВт;
- тяжелые. Это машины, оборудованные моторами высокой мощности (более 30 кВт). Распределяемая ими нагрузка превышает 60 кН/м.
Легкие катки нашли применение при строительстве тротуаров, а также площадок, не рассчитанных на большие нагрузки. Такую технику используют и при строительстве других дорожных объектов в целях предварительного уплотнения покрытия. С помощью техники второго типа уплотняют покрытие разных дорог. Третьи подходят для уплотнения покрытий любого типа – асфальтного или асфальтобетонного, а также слоев щебня и гравия.
Тип рабочего органа
Вальцы – рабочий орган любого катка – бывают следующих видов:
- гладкие. Оборудование представляет собой металлические цилиндры с гладкой поверхностью. Машины с такими вальцами уплотняют асфальт и асфальтобетон;
- кулачковые. Вальцы также имеют цилиндрическую форму, но, в отличие от гладких, на их поверхности имеются выступы, так называемые кулачки. Катки с такими вальцами применяют для уплотнения грунта, отсюда их второе название – грунтовые;
- решетчатые. С их помощью также укатывают грунт. Основание оборудования гладкое, сверху находится металлическая решетка;
- пневматические. В состав таких рабочих органов входят несколько пневмоколес. С помощью таких вальцов уплотняют асфальтовое/асфальтобетонное дорожное покрытие;
- компакторные. Внешне такие вальцы очень напоминают кулачковые. Отличие дорожных катков такого типа состоит в том, что их вальцы уступают кулачковым по ширине и имеют значительно меньшее число кулачков;
- сегментные. Представляют собой тип гладких вальцов, на ободе которых расположены особые сегменты.
Отдельно следует упомянуть специальные вальцы. Их изготавливают только на заказ, когда требуется выполнить определенные работы по неопробованным технологиям. Такое оборудование сочетает конструктивные особенности сразу нескольких типов вальцов.
Количество вальцов
По этому показателю дорожные катки подразделяются на:
- одновальцовые. Рабочий элемент на таких машинах устанавливается только с одной стороны, другую поддерживают колеса;
- двухвальцовые. Эта техника оснащена рабочими органами с передней и задней стороны, причем ведущим может быть как один, так и оба вальца;
- трехвальцовые. По названию понятно, что на спецтехнике установлено одновременно три вальца.
Способ уплотнения
Выделяют следующие виды катков по способу уплотнения:
- статические. Дорожное полотно уплотняется за счет собственной массы машины. Чем тяжелее техника, тем выше качество уплотнения слоя;
- вибрационные. Это наиболее современный тип катков. Уплотнение дорожного покрытия достигается за счет сразу двух факторов – собственной массы техники и вибрации рабочего элемента. Для качественного уплотнения вибрационным машинам требуется намного меньше проходов, чем статическим. С помощью виброкатков строят не только дороги высочайшего класса, но и аэродромы, порты, а также другие объекты, дорожное покрытие которых испытывает высокие нагрузки в ходе эксплуатации.
Выбирая дорожно-строительную машину для уплотнения асфальта, асфальтобетона или грунта, важно учитывать характеристики техники и ее конструктивные особенности. Это позволит правильно подобрать каток для выполнения конкретной задачи.
В заключении
Высокую производительность при выполнении дорожно-строительных работ, а также хорошее качество укладки покрытия может обеспечить спецтехника производства SDLG и ООО «Завод дорожных машин». Приобрести модели этих производителей можно в «Русбизнесавто». При необходимости специалисты компании помогут выбрать подходящую технику.