Прототипом современного экскаватора послужила машина, построенная в Северной Америке в первой половине 19-го века. В то время приводом для экскаватора стал паровой двигатель, а сама установка была ограниченно мобильной. Она перемещалась по рельсам и использовалась для строительства железных дорог. В Россию экскаватор на паровой тяге был ввезен в 1842 году для прокладки железнодорожного сообщения Санкт-Петербург–Москва.
Основные характеристики экскаваторов
Экскаваторы для использования в тоннелях, копания траншей, выборки горной массы в карьерах имеют функциональные и технические отличия. Каждый из технологических процессов имеет свои особенности и для достижения наилучшей производительности следует применять экскаватор, подходящий для использования в определенных условиях.
Обозначение экскаваторов по ГОСТ 30067–93 Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные
К основным параметрам, влияющим на выбор экскаватора, относятся такие характеристики:
- Тип ходовой платформы – гусеничная, пневматическая, железнодорожная, понтонная для работы на воде, шагающая.
- Режим использования – постоянный, периодический.
- Тип моторов – дизельные, электрические.
- Вместимость ковша и его виды.
- Мощность силового агрегата.
- Эксплуатационный вес и размеры.
- Скорость передвижения.
Конструкция экскаваторов
Рабочая схема экскаватора состоит из таких элементов:
- Двигатель экскаватора.
- Масляные насосы.
- Подъемный цилиндр.
- Управляющий клапан.
- Приводной электродвигатель.
- Электродвигатель для поворота кабины.
- Плечевой цилиндр.
- Стрела.
- Плечо манипулятора.
- Ковш.
- Ковшовой цилиндр.
- Гидравлические магистрали.
Гидромолот Импульс-120/Impulse 120 – навесное оборудование экскаватора для решения широкого спектра дорожных и общестроительных задач.
Типы и виды экскаваторов и их классификация
Наличие широкого выбора навесного оборудования для стрелы экскаватора позволяет расширить возможности механизма. Для удобства машины классифицируются в соответствии с условиями использования, назначением и по другим показателям, о которых будет сказано ниже.
По назначению
В зависимости от выполняемых функций и комплектации навесным оборудованием под отдельный тип работ, машины классифицируются на такие модели:
- Классическая модель для земляных и погрузочных операций в комплекте со землеройным, погрузочным ковшом.
- Траншейный экскаватор для прокладки как кабелей городской электросети, так и магистральных трубопроводов с навеской цепной, роторной, дисковой или плужной конструкции.
- Струг для планировочных работ с рабочим органом в виде стрелы с подвижной тележкой, на которой закреплен ковш.
- Драглайн для работы с породами, расположенными ниже уровня машины. Ковш крепится к стреле на гибких связях и зачерпывает грунт по направлению к машине.
- Планировщик для выемки грунта и формирования насыпи, снабженный телескопической стрелой и ковшом в виде обратной лопаты.
По принципу работы
Выбор экскаватора будет зависеть от режима его работы. По этому признаку машины делятся на многоковшовые – непрерывного действия и одноковшовые – циклического действия.
Экскаватор гусеничный UMG E180C – маневренная и производительная техника для различных условий и видов работ.
Техника с циклической схемой работы последовательно разрабатывает грунт и убирает его в сторону с помощью одного навесного оборудования – ковша. Экскаватор с одним ковшом – это универсальная машина, которая приспособлена под навесное оборудование различного назначения: грейфер, драглайн, прямая или обратная лопата и др.
Многоковшовые экскаваторы
Многоковшовый экскаватор непрерывного действия имеет несколько ковшей и может работать без остановок в разных плоскостях – вертикальной, горизонтальной или по кругу.
Цепные модели оборудования подходят для рытья траншей, канав или каналов на грунтах с однородной структурой. Возможности этого устройства не всегда позволяют вчистую убрать грунт с разрабатываемой траншеи, из-за чего может потребоваться дополнительный механизм для переброски отвальной почвы на поверхность.
Роторные модели с несколькими ковшами подходят для вскрышных работ в открытых каналах.
Размерные группы экскаваторов по эксплуатационной массе
Главный параметр экскаватора – это его эксплуатационный вес с основным рабочим оборудованием. По этому критерию машины делятся в соответствии с ГОСТ–30067–93 на размерные группы, приведенные в Таблице 1.
Таблица 1 Классификация одноковшовых универсальных экскаваторов по эксплуатационной массе
По типу шасси
По типу устройства ходовой части различают такие экскаваторы:
- Гусеничные.
- Гусеничные с увеличенной опорной поверхностью гусениц.
- Колесные.
- Рельсовые.
- Шагающие.
- Плавучие.
- Комбинированные.
Экскаватор колесный UMG E170W – маневренная и производительная техника, которая может самостоятельно доехать к месту работ.
По типу двигателя
Мощные и тяжелые гусеничные карьерные экскаваторы предпочтительно имеют электрический двигатель, который работает от силового кабеля, специально проведенного к месту разработки. Более легкие и маневренные экскаваторы, независимо от типа шасси, часто оснащаются дизельным мотором.
По повороту рабочего оборудования
Маневренность и удобство использования навесного оборудования экскаватора во многом зависит от типа его сочленения и гибкости связи со стрелой. В разных условиях работы удобно более или менее жесткое соединение ковша со стрелой и по этому признаку оборудование делится на такие виды:
- Ковш, который приводится в движение канатами.
- Ковш, жестко сочлененный со стрелой по схеме, втулка/вал и приводом от гидроцилиндров.
Канатный или жестко сочлененный тип подвески ковша используется на планировщике с телескопической стрелой, который доставляет ковш к месту работы втягиванием и выдвижением стрелы.
По виду рабочего оборудования
Универсальность одноковшового экскаватора позволяет навешивать на него такое оборудование:
- Отвал.
- Щетку.
- Снегоуборочную установку.
- Грейфер.
- Планировочный ковш.
- Бревнозахват.
- Вилы.
- Вибротрамбовка.
- Траншейный ковш.
- Рыхлитель.
- Бур.
- Гидромолот.
Экскаватор-погрузчик New Holland B90B LR — техника, с которой успешно применяется различное навесное оборудование.
По типу привода
В зависимости от места установки основного рабочего механизма экскаватора, его подвижность и угол действия отличаются. При компоновке основного механизма на подвижной платформе, оборудование может передвигаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Эта характеристика классифицирует машину, как полноповоротную.
При способе крепления оборудования на ходовой части техники, его угол действия менее 360 градусов, что классифицирует такой экскаватор, как неполноповоротный.
Развитие гидравлических систем, электрических моторов и средств автоматизации управления экскаваторами позволяет этой технике решать весь спектр производственных, строительных, дорожных, коммунальных и других задач. Кабины машин оборудуются креслами с регулировкой, удобными органами управления, установками для вентиляции и кондиционирования воздуха, что обеспечивает оператору комфортные условия труда и снижает утомляемость.