Самосвал — это грузовой автомобиль, который может самостоятельно выгружать грузы. Участие человека в разгрузке сводится к управлению механизмом, который поднимает кузовную часть машины. Расскажем, чем различаются самосвалы, на какие их особенности обратить внимание.
Самосвал — это грузовой автомобиль, который может самостоятельно выгружать грузы. Участие человека в разгрузке сводится к управлению механизмом, который поднимает кузовную часть машины. Расскажем, чем различаются самосвалы, на какие их особенности обратить внимание.
В каких отраслях применяются самосвалы
Такая колёсная техника востребована там, где перевозят и разгружают неделикатные грузы. В основном это касается грунта, строительных материалов, мусора, которые не повреждаются при перегрузке.
Где востребован самосвал:
- строительство;
- сельское хозяйство;
- благоустройство, коммунальное хозяйство
- горнодобывающая отрасль;
- доставка грузов населению.
С помощью этих машин перевозят и разгружают:
- землю, чернозем, песок, щебень и прочие сыпучие материалы;
- шпалы, дрова, мешки с сухой смесью и подобные мелкоштучные грузы;
- мусор, снег;
- жидкие бетон, гипс, известь и других строительные растворы;
- зерновые, овощи, корма для сельскохозяйственных животных, удобрения, навоз и другие отходы;
- горные породы, рудные материалы.
Какие бывают виды самосвалов
Автомобили с самостоятельной выгрузкой чаще всего классифицируют по их назначению.
Дорожные
Наиболее распространённый тип машин, который подходит для перевозки грузов по дорогам общего назначения. Его используют строительные, сельскохозяйственные, коммунальные компании и частные лица. Отличительными чертами машины являются 2-3-4 колёсные оси, привод 4×2, 6×4 или 8×4, грузоподъёмность до 40 тонн.
Строительные и коммунальные самосвалы используют для доставки грунта, стройматериалов на стройплощадку и вывоза мусора. Они подходят для перевозок по асфальтовым или грунтовым дорогам и недлинных заездов на необустроенную территорию стройки. Грузы выгружают обычно назад или вбок.
Сельскохозяйственные автомобили примерно половину пробега проводят вне дорог, перемещаясь по полям и подобным участкам. Они часто снабжены надставными бортами, которые повышают объём кузова до 25%. Разгрузка может проводиться назад, вбок, вниз через дно в зависимости от модели.
Карьерные
Это более мощные внедорожные автомобили, которые не допускаются на общие дороги из-за массы и габаритов, не вписывающиеся в полосы движения. Они работают внутри карьеров, где поднимают до 450 тонн груза. Поэтому некоторые самосвалы даже собирают окончательно на месте работы, так как довезти их туда в полноценном виде сложно.
Шахтные
Машины подземного типа применяют для перевозки горных пород и других ископаемых в тоннелях, шахтах и подобных закрытых разработках. Их отличает компактность, маневренность в ограниченном пространстве, управляемость. В некоторых водитель может развернуть своё кресло и механизм управления, не поворачивая автомобиль. Важная деталь — мощность двигателя позволяет преодолевать затяжные подъемы из шахт. Грузоподъёмность составляет до 40 т.
Сочленённые
Их кабина и кузовная платформа помещены на шарнирно-сочлененную раму. Благодаря ей самосвал отличается повышенной маневренностью и проходимостью, может транспортировать большой объём груза весом до 50 т. Большинство имеет право ездить по дорогам общего пользования, используется как в строительных работах, так и на карьерах. Обычно они имеют три и более осей, разгрузку производят в трёх направлениях.
Что входит в конструкцию самосвала
К основным узлам машины следует отнести:
- Шасси.
- Кабину с системой управления.
- Рабочую установку, которая включает кузов (платформу), надрамник, подъёмный механизм.
Самосвальная техника собирается на базе шасси грузовых автомобилей. Наиболее распространены машины, имеющие от двух до четырёх осей, но их может быть и больше.
Кабина имеет достаточно типичное для грузовых машин устройство. Отличие только в том, что здесь имеется управление подъёмным устройством кузова. Производитель может модернизировать кабину. Например, установить парковочные датчики или камеру заднего вида. Так же можно дополнить конструкцию автономным отопителем кабины и подогревателем двигателя.
Рабочая установка обеспечивает размещение груза в кузове, его подъём, откидывание бортов, а также надежную фиксацию их в таком положении. Основные параметры механизма перечислены ниже.
- Кузов может быть с откидными бортами или без них. Открывающиеся борта могут отпираться вручную или дистанционно. Кузов или платформа является наиболее часто используемой частью самосвальной установки и быстрее изнашивается.
- Надрамник — сварная конструкция из продольных лонжеронов и поперечных балок. Он устанавливается на шасси автомобиля, чтобы на него крепить кузов и узлы подъемного механизма. Надрамники различаются только конкретными профилями лонжеронов и балок.
- Подъёмный механизм поднимает и наклоняет (опрокидывает) кузов, фиксирует его в любом положении, возвращает в обратную позицию. Чаще всего используются гидравлические подъёмные механизмы. Они работают от двигателя машины, привод осуществляется через коробку передач. Такая конструкция надёжна, проверена временем, работает достаточно плавно, быстро и безопасно.
Каковы конструктивные особенности машин
В зависимости от типа выгрузки самосвалы разделяют на следующие группы:
- С разгрузкой через задний борт. У этого типа гидравлический цилиндр обычно находится в передней части кузова, поднимая его основание в передней части. Также давление может влиять не на кузов, а на систему рычагов, которые уже поднимают кузов.
- С разгрузкой вбок. Боковой борт откидывается, например, когда кузов слишком длинный, чтобы поднять его назад безопасно, или сзади возможен прицеп. Гидравлический цилиндр расположен под кузовом.
- С разгрузкой в две стороны. Здесь применяют два цилиндра, которые поднимают переднюю и заднюю части платформы по отдельности.
- С разгрузкой сразу на три стороны. В этом случае гидроцилиндр также находится под платформой, откидываются три борта.
Каким может быть кузов самосвала
Как правило, платформа сварена из листовой стали и усилена стойками. Также применяются конструкции из алюминиевых сплавов или армированных полимеров. Это позволяет снизить общую массу транспортного средства, увеличить стойкость к коррозии, упростить очистку после высыпания материалов, уменьшить уровень шума. Более лёгкий самосвал также проще заезжает в подъемы и в среднем расходует меньше топлива.
Конфигурация кузова может быть разной.
- Ковш равномерно расширяется от передней части к задней, имеет повышенный передний борт. Конструкция простая, герметичная, жесткая, легко опрокидывается. У него не нужно открывать борта. Основные проблемы: угол наклона платформы таков, что её приходится высоко поднимать. Это ухудшает продольную устойчивость машины во время выгрузки. Также из него не очень хорошо сползают влажные грузы: глина, навоз, чернозем.
- Прямоугольник имеет низкое расположение центра тяжести, может выгружаться через борта или вниз. Устойчивая, простая в работе конструкция имеет один недостаток: стыки плохо очищаются от сыпучих грузов, их приходится прочищать вручную.
- Полуэллипс с округлыми стенками свободен от углов и стыков, поэтому не имеет проблем прямоугольного кузова с их прочисткой. Однако полукруглая форма снижает полезный объём, к тому же повышает центр тяжести и тем самым ухудшает устойчивость.
- Совок отличается отсутствием борта сзади. Вместо этого его задняя часть просто приподнята. Такой формат более пригоден для доставки щебня, мешков, крупных камней, палет, так как мелкие материалы могут ссыпаться при движении.
- Корыто имеет почти прямоугольную форму, но свободно от чётких стыков, из которых приходится вычищать сыпучие грузы. Оно практически не снижает полезный объём кузова, подходит для транспортировки растворов.
Характеристики самосвалов
Приведем наиболее важные для выбора параметры саморазгружающих автомобилей.
- Снаряжённая масса машины. Это вес техники с пустым кузовом. Он составляет от 6 до 50 т. По этому параметру можно оценить, сможет ли автомобиль проезжать по мостам и дорогам там, где его планируют использовать.
- Мощность двигателя. У большинства моделей она составляет от 200 до 700 лошадиных сил. Более мощный двигатель позволяет эффективно трогаться с места, разгоняться, успешно заезжать в подъемы. Выбор зависит от того, в каких условиях будет работать самосвал.
- Грузоподъёмность. В дорожном, сельском, коммунальном хозяйстве наиболее востребованы самосвалы, которые могут перевозить до 40 т груза. Большая машина расходует больше топлива, так что нет смысла брать автомобиль с большой грузоподъёмностью, если она не будет востребована.
- Полная масса транспортного средства. Это вес автомобиля со всем оборудованием и с полной загрузкой. Также позволяет понять, сколько перевезет транспорт, разрешено ли ему движение по дорогам, мостам с ограничением максимальной массы на ось.
- Скорость движения. Дорожные самосвалы развивают скорость до 90 км/ч. Техника, которая не выезжает за пределы ограниченной территории, как правило, более тихоходна. Средняя скорость перемещения самосвала составляет 40-70 км/ч.
- Количество осей и мостов. Автомобиль обычно имеет 4-8 колёс, которые распределены на 2-6 осей. Более одного ведущего моста необходимо для сельскохозяйственных самосвалов и тех машин, которые много ездят в условиях влажного бездорожья, по песку, снегу.
- Коробка передач. Она может быть как автоматической, так и механической. Первая удобнее, если ездить приходится много, долго, по относительно хорошей дороге. В бездорожных условиях или по снегу иногда надо повысить обороты двигателя, не меняя передачу, или притормозить им. Тогда механическая коробка может быть эффективнее. Кроме того, её проще починить при поломке после окончания гарантийного срока.